РП история и современность кубанского казачества

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Администрация муниципального образования Туапсинский район
МБОУ СОШ №20 с. Шепси.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История и современность кубанского казачества».
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5-9 класс)

Шепси, 2024

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности.
Программа курса «История и современность кубанского казачества»
способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
  патриотизм;
 уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку кубанского
казачества;

 ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
 трудолюбие;
  настойчивость;
 дисциплинированность;
  любовь к малой родине;
 неравнодушное отношение к возрождению традиций кубанского казачества:
Личностным результатом обучения истории кубанского казачества в5-9классах,
является
формирование:

- познавательного интереса к изучению истории кубанского казачества; всесторонне образованной, развитой личности; - понимания значения
культуры кубанского казачества; - чувства гордости за свою малую
 родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;  представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал,
нацеленный
на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту,
фольклору,
историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для
созидательной
деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История и
современность кубанского казачества» является формирование универсальных
учебных
действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их
на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью
и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология
проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление
причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь
определять возможные источники информации, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в
другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал
и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных
процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории Кубани, на основе
которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического
краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных
проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов,
подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы
в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):

-

-

-

основные этапы и главные события истории казачества с
момента
переселения до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся
в ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных
исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических
событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать
приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного
материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни.
Ученик научится (базовый уровень)
- рассказывать об основных этапах и
ключевых
событиях
истории
Кубанского казачьего войска;
- рассказывать о видах хозяйственной
деятельности и занятиях кубанского
казачества;
- использовать на практике знания о
религиозных
представлениях
и
особенностях культурного развития
кубанских казаков;
- показывать на карте территорию
Кубани,
расселения
кубанских
казаков,
места
важнейших

Ученик получит
возможность
научиться (повышенный уровень)
использовать приобретённые знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни
с целью:
- воспитания уважения к базовым
национальным
ценностям,
исторически
культурным
и
м
традициям кубанского казачества;
-выработки умения общаться с
людьми
различных
национальностей и
религиозных
взглядов,
воспитания
художественного
вкуса,

исторических событий;
- различать вещественные, письменные,
изобразительные
и
устные
исторические источники;
-работать с различными
источниками
знаний о населении, истории своей
местности;
-высказывать на уровне эмоциональных
оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме
полученные знания
по
истории
Кубанского казачества, участвуя в
дискуссиях, викторинах, олимпиадах,
конкурсах
выполняя
творческие
работы (сочинения, отчёты об
экскурсиях, рефераты);
- занимаясь
проектной деятельностью;
-осуществлять поиск информации по
истории Кубанского казачьего войска
в местных СМИ, Интернете и т. д.,
дифференцировать факты и мнения.
- использовать приобретённые знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни
с
целью
осознания
себя
представителем этнокультурного,
конфессионального сообщества и
пространства Кубани.

эмоционально-ценностного
отношения
к
художественнокультурному наследию кубанских
казаков;
-создавать научные проекты на
темы, связанные с историей
Кубанского казачьего войска.

1.

Содержание курса

5 класс (34 часа)
Тема 1. Происхождение и становление казачества (2
часа)
Понятие казачества. Версии происхождения казачества. Кого
называли и считали казаками? Казачьи войска на территории Российской
империи (особенности и отличия, территориальная принадлежность).

Тема 2. Современные кубанские казаки (4 часа)
Кто такие казаки в условиях современности? Позиционирование
казачества как народа.
Казак и казачье общество. Кто такие атаманы? Основные виды
деятельности современных казаков (краткое описание).
Атаман Кубанского казачьего войска (ф амилия и имя, чин,
фотография). Численность Кубанского казачьего войска (членов казачьих
обществ отдельно и вместе с членами казачьих семей).
Структура Кубанского казачьего войска (войско, казачьи отделы,
районные, городские, станичные и хуторские казачьи общества).
Атаманы казачьих отделов (округа).
Атаманы районных, городских, станичных и хуторских казачьих
обществ (применительно к территориальному расположению школы)
(фамилии и имена, чины, фотографии).

Тема 3. Казачьи традиции и обычаи (4 часа)
Основные казачьи традиции и обычаи. Казачьи заповеди. Казачья
семья. Особенности казачьего семейного воспитания.
Основные народные знания, обычаи и поверья.
Казачий говор и его основные отличия.

Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и
казачьем войске в дореволюционный период времени (2 часа)
Воспитание казака как будущего воина. Роль физического
воспитания в подготовке будущего казака. Народные казачьи игры и забавы
как элементы физического воспитания. Приоритетные направления
физической подготовки: рукопашный бой, верховая езда, владение
холодным оружием.

Тема 5. Черноморская составляющая в истории
Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского
казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на
Кубань (7 часов)
Образование Запорожской Сечи. Особенности быта и организации
управления на Запорожье. Участие запорожских казаков в боевых походах.
Взятие Запорожья Петром I. Окончание периода существования
Запорожской Сечи во времена царствования Екатерины II.
Образование Войска верных казаков. Участие казаков в русскотурецкой войне 1787-1791 гг. Штурм Измаила и о. Березань.
Черноморское казачье войско. Атаман Сидор Белый.
Прошение казаков о выделении земель на Кубани. Депутация А.
Головатого в Петербург. Осмотр кубанских земель М. Гуликом.
Дарование казакам земель Кубани. Жалованная грамота
императрицы Екатерины II.
Высадка черноморских казаков на Тамани. Переселение
черноморских казаков на Кубань сухопутным путем.
Основание первых 40 куреней и войскового града Екатеринодара.
Утверждение и применение «Порядка общей пользы», его роль в
жизнедеятельности черноморского казачьего войска.

Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории
Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани
(5 часов)
Донские казаки: формирование и служба Российскому государству.
Роль донцов в присоединении к России территорий Прикубанья. Волнения
и бунты донских казаков и их исход. Уход казаков на Дон, расселение на
Кубани.
Образование Кубанского конного линейного войска.
Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хоперцы.
Образование Кавказского линейного казачьего войска(1832 г.)
Образование Новой Линии и её роль в обороне границ Кубани.

Тема 7. Роль Православия в дореволюционной казачьей
среде (4 часа)
Позиционирование казаков, как воинов Веры Православной.
Религиозные традиции и духовная жизнь черноморских и донских казаков.
Роль Кирилла Россинского в духовной жизни черноморского
казачества.
Влияние церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание
казаков.
Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с
расколом и сектантством на Кубани.

Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного
храма и священника. Православный календарь.
Основные религиозные праздники. Войсковые религиозные
праздники.

Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на
современном этапе (3 часа)
Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско.
Патриарх Московский и Всея Руси и его отношение к казачеству.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский и его поддержка и
окормление Кубанского казачьего войска. Правящие архиереи епархий,
окормляющих Кубанское казачье войско.
Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в
жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества.
Православие в жизни современного казака. Участие казаков и
казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих
мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.

Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов
(1 час)
Военные конфликты казаков и горцев и их причины. Поиски путей
примирения. Выстраивание торговых взаимоотношений. Интеграция
горской культуры и заимствование её отдельных элементов казаками.
Куначество.

Тема 10. Повторение пройденного материала (2 часа)

6 класс (34 часа)
Тема 1. Казачьи поминовения (2 часа)
Что такое поминовения? Категории поминовений (посвященные
памяти казаков, героически погибших в неравной схватке с противником в
дореволюционный период времени; посвященные памяти казаков-жертв
Гражданской войны и периода расказачивания, посвященные подвигу
казаков в годы Великой Отечественной войны и др.)
Тиховские поминовения, Липкинские поминовения, Гречишкинские
поминовения.

Тема 2. Административное устройство Черноморского и
Кавказского линейного казачьих войск и социальный состав
казачества (3 часа)
Отличительные особенности административного устройства
Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск. Основные
документы,
регламентировавшие
устройство
и
принципы
жизнедеятельности казачьих войск на Кубани (Положение о Черноморском
казачьем войске, Положение о Кавказском линейном казачьем войске).
Воинская повинность и внутренняя служба казаков. Войсковое
правительство и Войсковая канцелярия. Роль и обязанности куренных
атаманов. Казачья старшина. Присутствие беглых и крепостных в
Черномории, борьба казаков за правопорядок. Персидский поход А.
Головатого. «Персидский бунт».
Ликвидация выборности атаманов. Замена выборных (кошевых)
атаманов на атаманов, назначаемых императорами.

Тема 3. Органы управления современного Кубанского
казачьего войска (3 часа)
Войсковой сбор. Советы атаманов. Атаман. Совет стариков.
Войсковой суд. Контрольно-ревизионная комиссия. Войсковое правление.
Органы управления отдельских, районных и первичных казачьих
обществ.

Тема 4. Военная служба кубанского казачества(2 часа)
Военная служба как основа жизнедеятельности кубанского казака в
дореволюционный период времени. Охрана границ Российской империи
как основной вид военной службы кубанского казачества. Казачья
кавалерия и казаки-пластуны.

Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной
войне 1812 г. (2 часа)
Присутствие черноморских боевых соединений в составе
императорской армии. Участие в Бородинском и других сражениях.
Участие в заграничном походе русской армии и взятии Парижа в 1814 г.
Выдающиеся казачьи военачальники и герои войны: А.Ф. Бурсак,
А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский и др.

Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в
войнах первой половиныXIX в.(4 часа)
Участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и Персидские
походы. Участие казаков под командованием А.Д. Безкровного во взятии

крепости Анапа. Участие в Крымской войне 1853-1856 гг. Участие черноморских казаков в обороне Севастополя. Участие казаков Кавказского
линейного казачьего войска в боевых действиях на территории Армении.
Участие и роль казаков в Кавказской войне. Черноморская и
Кубанская кордонные линии. Героические подвиги казачества(подвиг
казаков-защитников Ольгинского кордона под командованием Л.
Тиховского, подвиг казаков под командованием сотника А. Гречишкина в
урочище «Волчьи ворота», героическая оборона Георгиевского поста у стцы Неберджаевской казаками под командованием сотника Б.Горбатко).
Казаки в последних наступательных операциях Кавказской войны.

Тема 7. Материальная культура и экономическое
развитие Черноморского казачьего войска и линейного
казачества Кубани(5 часов)
Принципы землевладения и землепользования. Переход к общиннопередельной форме землепользования. Войсковые земли и паевый надел
казаков.
Роль станиц и хуторов в экономическом развитии войска. Хуторская
система хозяйства. Использование наемного труда.
Основные виды и
формы труда (скотоводство, земледелие,
рыболовство, охота и промыслы).Ярморочная торговля. Открытие меновых
дворов для горцев.
Традиционное устройство жилища казаков. Казачья хата. Казачьи
поселения (сечь, кош, станица, хутор, курень).
Традиционная одежда кубанских казаков. Особенности кубанской
казачьей кухни. Лошадь в жизни казака.

Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков(2 часа)
Экипировка казака. Экипировка лошади. Используемые казаками
виды огнестрельного оружия. Казачье холодное оружие. Казачья справа и
её подготовка перед отправкой на военную службу.

Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия
современного Кубанского казачьего войска(2 часа)
Казачья форма (особо парадная, парадная, повседневная, походная).
Правила ношения черкески.
Казачьи чины.
Знаки различия (погоны, шевроны, петлицы и т.д.)
Награды Краснодарского края и Кубанского казачьего войска за
вклад в развитие казачества.

Тема 10. Казачьи поминовения(4 часа)
День памяти жертв политических репрессий казачества,
Корниловские поминовения, Чамлыкские поминовения, Даховские

поминовения, Апшеронские поминовения, Михайловские поминовения,
поминовения «Кущевская атака».

Тема 11. Основные казачьи праздники современного
Кубанского казачьего войска (3 часа)
День реабилитации кубанского казачества, День образования
Кубанского казачьего войска и День кубанского казачества. Годовщина
высадки черноморских казаков на Тамань.

Тема 12. Повторение пройденного материала (2 часа)

7 класс (34 часа)
Тема 1. Выдающиеся атаманы Черноморского и
Линейного казачьих войск(4 часа)
З.А. Чепега, А.А. Головатый, Г.А. Рашпиль, Ф.А. Круковский, Ф.Я.
Бурсак, А.Д. Безкровный и др.

Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска(3
часа)
Указ императора Александра II об образовании Кубанского
казачьего войска. Первый атаман Кубанского казачьего войска Н.И.
Евдокимов.
Административное устройство и управление войском.
Земельные функции Кубанского казачьего войска. Воинская повинность
кубанских казаков.

Тема 3. Окончание Кавказской войны (2 часа)
Активизация военных действий на Северо-Западном Кавказе.
Пленение горского предводителя Шамиля (1859 г.)Посещение Кубани
императором АлександромII и утверждение плана покорения Западного
Кавказа. Переселение горцев в Турцию. Окончание Кавказской войны и
начало заселения Закубанья.

Тема 4. Регалии и реликвии кубанского казачества.
Кубанский историк Ф.А. Щербина. (6 часов)
Что такое регалии? Состав казачьих регалий и их предназначение.
Символы атаманской власти (булава, пернач, насека, бунчук, прапор.)
Печати. Знамена. Жалованные грамоты.
Герб и Гимн Кубанского казачьего войска (описание, история
возникновения).
Судьба казачьих регалий. Вывоз регалий за границу. «Одиссея»
казачьих регалий.
Процесс возвращения регалий на Кубань.

Биография Ф.А. Щербины. Роль Ф.А. Щербины в сохранении
регалий.
Перезахоронение Ф.А. Щербины в г. Краснодаре.

Тема 5. Кубанское казачество в русско-турецкой войне
1877-1878 гг. Участие кубанских казаков в военных
действияхна территории Средней Азии(2 часа)
Участие казаков в Хивинском походе 1873 г. Участие казаков в
русско-турецкой войне 1877-1878 гг.Роль кубанских казаков в военных
действиях на Балканах. 2-й кубанский полк и 7-й пластунский батальон.
Взятие крепости Ардаган. Оборона Баязета. Оборана Шипкинского перевала. Участие казаков во взятии Карса. Борьба с турками в Абхазии.
Участие в Ахалтекинской экспедиции 1881 г. и штурм крепости
Геок-Тепе. Бои с афганцами в 1885 г. на р. Кушке.

Тема 6. Государственная
кубанского казачества (4 часа)

служба

современного

154-й федеральный закон «О государственной службе российского
казачества». Охрана общественного порядка (дружины выходного дня,
дружины на постоянной основе). Взаимодействие с транспортной
полицией. Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.
Борьба с незаконной миграцией.Природоохранная деятельность. Частное
охранное предприятие. Аварийно-спасательные отряды и участие в
ликвидации последствий стихийных бедствий. Трагедия в г. Крымске в
2012 г. Охрана государственной границы. Допризывная подготовка и
призыв на военную службу. Служба казаков в Президентском полку.
Казачьи военные части. Военно-полевые сборы.

Тема 7. Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг. (2
часа)
Предпосылки революции. Отношение казаков к революции.
Собственный Его Императорского Величества конвой. Привлечение
казаков для борьбы с революционерами и охраны общественного порядка.
Волнения пластунских батальонов. Восстание казаков 2-го Урупского
полка. Объявление военного положения в Кубанской области.

Тема 8. Участие кубанских казаков в Русско-Японской
и Первой мировой войнах(3 часа)
Участие кубанских казаков в Русско-Японской войне. Боевые
действия в Маньчжурии. Конный рейд генерала П.И. Мищенко.
Мобилизация кубанских казаков на фронты Первой мировой войны.
Участие кубанских казаков в Первой мировой войне. Казаки на Западном и
Кавказском фронтах. Казаки – георгиевские кавалеры. Герои Первой

мировой войны (героический рейд сотни есаула В.Д. Гамалия в тылу
противника; Елена Чоба; летчик В.М. Ткачев). Казаки и горцы в Первой
мировой войне. Всадники «Дикой дивизии».

Тема 9. Славные страницы истории современного
Кубанского казачьего войска (3 часа)
Участие казаков Кубанского казачьего войска в охране
общественного порядка во время проведения зимних Олимпийских и
Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 году и этапов Гран-При России
Формула 1.
Участие казаков Кубанского казачьего войска в возвращении Крыма
в состав Россиив 2014 году.
Участие казаков Кубанского казачьего войска в юбилейном Параде
Победы на Красной площади в г. Москве в 2015 году.

Тема 10. Экономическое
казачества в 1860 -1917 гг.(3 часа)

развитие

кубанского

Принципы
землевладения
и
землепользования.Эволюция
общинного
землевладения
и
развитие
земельной
собственности.Уменьшение паевых наделов казаков. Развитие земледелия
и скотоводства. Казачьи ярмарки.

Тема 11. Повторение пройденного материала (2 часа)

8 класс (34 часа)
Тема 1. Выдающиеся атаманы Кубанского казачьего
войска
(с 1860 по 1917 гг.)(3 часа)
Ф.Н. Сумароков-Эльстон, Н.Н. Кармалин, Я. Д. Малама, М.П.
Бабыч и др.

Тема 2. Почетный караул Кубанского казачьего войска
и церемониал «Час Славы Кубани»(1 час)
Состав Почетного караула. Роль и функции. Участие в
торжественных и протокольных мероприятиях. Церемониал «Час Славы
Кубани». Кубанский духовой оркестр.

Тема 3. Патриотическое воспитание казачьей молодежи,
как одно из основных направлений деятельности
современного Кубанского казачьего войска (4 часа)
Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
Участие в массовых мероприятиях. Спортивная работа. Военнопатриотические клубы и секции. Исторические викторины. Научно-

практические конференции и образовательные семинары. Детский летний
отдых. Скачки. Экскурсии по казачьим местам. Атаманские елки.
Казачье образование. Дошкольное казачье образование. Классы и
группы казачьей направленности. Казачьи кадетские корпуса Кубани.
Казачьи высшие и среднеспециальные учебные заведения.
Казаки-наставники и их роль в учебно-воспитательном процессе.
Разработка и издание учебно-методической литературы.
Казачья традиционная культура. Детские творческие коллективы и
кружки декоративно-прикладного искусства. Взрослые казачьи творческие
коллективы. Участие в фестивалях и конкурсах. Фестиваль «Казачье
подворье». Фестиваль казачьей культуры в п. Тульском Республики
Адыгея.

Тема 4. Культура кубанского казачества в 1860 -1917 гг.
(3 часа)
Традиционная культура. Религиозная культура. Присутствие
старообрядчества в жизни отдельных казаков. Войсковые и религиозные
праздники. Изменения в военной и повседневной казачьей одежде.
Просвещение. Наука. Литература.

Тема 5. Выдающиеся историки кубанского казачества(3
часа)
Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, Е.Д. Фелицын, П.П. Короленко, Ф.А.
Щербина.Их вклад в сохранение и изучение истории кубанского казачества.
Основные научные труды по истории казачества.

Тема 6. Кубанское казачье войско в революционных
событиях 1917 г. и Гражданской войне(6 часов)
Отношение кубанских казаков к революции. Свержение царского
правительства и убийство царской семьи. Деятельность К.Л. Бардижа на
посту комиссара Временного правительства. Созыв I съезда Кубанской
войсковой Рады и создание войскового правительства. Избрание атаманом
Кубанского казачьего войска А.П. Филимонова. «Ледяной» поход генерала
Л.Г. Корнилова и его гибель. Взятие Екатеринодара армией А. Деникина.
Создание Кубанской армии. Разногласия в дальнейшем видении судьбы
Кубани внутри войска. Участие кубанской делегациив мирной
конференции в Париже. Судьба участников конференции. Взятие
Екатеринодара соединениями Красной армии. Новороссийская трагедия.
Сдача Кубанской армии в Адлере. Появление, роль и позиция «зеленых».

Тема 7. Участие кубанских казаков в военных
конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах.
Приднестровско-Абхазские поминовения. (1 час)

Предпосылки военных конфликтов в Приднестровье и Абхазии.
Добровольное участие кубанских казаков в военном конфликте в
Приднестровье. Гибель Александра Берлизова. Добровольное участие
кубанских казаков в военном конфликте на территории Республики
Абхазия. Подвиг Анатолия Сидоренко. Приднестровско-Абхазские
поминовения.

Тема 8. Кубанские казаки в эмиграции (3 часа)
Кубанские казаки в составе армии генерала П.Н. Врангеля. Эвакуация на остров Лемнос (Греция). Эмиграция кубанских казаков в Сербию.
Переселение казаков в Соединенные Штаты Америки. Расселение в других
странах.Создание казачьих хуторов и станиц в зарубежье.Жизнь
кубанского казачества в зарубежье, отношение к советской власти,
стремление вернуться на Родину.Вывоз с Кубани и маршрут следования
казачьих регалий.

Тема 9. Кубанские казаки в 1920 - 1930-е годы XX века(3
часа)
Окончание Гражданской войны. Отношение советской власти к
казакам. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927
гг. Изъятие и передел казачьих земель.Коллективизация. Раскулачивание.
Расказачивание. Гонения на казаков и духовенство. Голодомор (1932 —
1933 гг.) «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. Террор со
стороны власти в отношении казаков.

Тема 10. Кубанские казаки в годы
Отечественной войны (1941-1945 гг.) (5 часов)

Великой

Начало Великой Отечественной воны. Мобилизация. Запись
кубанских добровольцев на фронт. Создание Кубанского Фонда обороны
страны. Создание казачьих воинских подразделений в составе Красной
армии. Формирование 17-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса.
Бой казаков под станицей Кущевской. 4-й гвардейский Кубанский казачий
кавалерийский корпус. 9-я пластунская дивизия. Военная форма одежды
казаков в годы Великой Отечественной войны.
Переход части эмигрировавших казаков на сторону фашистской
Германии. Кубанские части в составе вермахта. Трагедия Лиенца.

Тема 11. Повторение пройденного материала (2 часа)

9 класс (34 часа)

Тема 1. Возрождение кубанского казачества(8 часов)
Создание научного студенческого кружка «Проблемы военной
истории России и казачества» на базе Кубанского государственного
университета (1988 год). Создание Кубанского казачьего клуба в ст.
Пашковской. Образование казачьих обществ на различных территориях
Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской
республики.
Большой учредительный круг казаков России(июнь 1990
г.).Учредительный съезд казаков Кубани(октябрь 1990 г.).Образование
Кубанской казачьей Рады. Принятие Закона РСФСР «О реабилитации
репрессированных народов» (1991 г.), Принятие Закона Краснодарского
края «О реабилитации кубанского казачества» (1995 г.).
Образование Всекубанского казачьего войска. Образование
Кубанского казачьего войска. Роль В.П. Громова в процессе возрождения
кубанского казачества в период с 1988 по 2007 годы. Внутривойсковые
разногласия в период возрождения и создание параллельных казачьих
организаций. Утверждение Устава Кубанского казачьего войска.
Вхождение Кубанского казачьего войска в государственный реестр
казачьих обществ в Российской Федерации. Образование Сухумского
особого казачьего отдела в составе Черноморского казачьего округа.

Тема 2. Кубанский казачий хор (2 часа)
Войсковой певческий хор. Роль протоиерея К. Россинского в жизни
Войскового певческого хора. Современный Кубанский казачий хор. Роль
В.Г. Захарченко в развитии Кубанского казачьего хора.

Тема 3. Новейшая история Кубанского казачьего войска
(5 часов)
Избрание Н.А. Долуды атаманом Кубанского казачьего войска
(ноябрь 2007 г.). Реформы атамана Н.А. Долуды и преобразование войска:
увеличение численности казаков; приоритет государственной службы
казачества; развитие видов государственной службы; создание казачьих
дружин по охране общественного порядка на постоянной основе;
увеличение численности казачьих классов; создание новых казачьих
кадетских корпусов; введение института наставничества в казачьих
образовательных учреждениях; военно-полевые сборы.
Совершенствование внутривойсковой нормативно-правовой базы.
Усиление роли атаманов казачьих обществ. Усиление казачьей дисциплины
и формирование нового положительного облика современного казака.
Финансово-экономическая политика. Усиление роли средств массовой
информации в жизни Кубанского казачьего войска.

Тема 4. Международная деятельность современного
Кубанского казачьего войска (2 часа)

Взаимодействие к «Кубанским казачьим войском за рубежом»
(США). Сухумский особый казачий отдел. Греция. Сербия. Болгария.
Армения.

Тема 5. Информационная политика современного
Кубанского казачьего войска (2 часа)
Взаимодействие со СМИ. Газета «Кубанские новости». Газета
«Вольная Кубань». Вкладыш «Кубанский казачий вестник». Освещение
деятельности кубанского казачества в муниципальных СМИ.
Освещение деятельности Кубанского казачьего войска на краевых
телевизионных каналах. ГТРК «Кубань», «Кубань 24». Радио «Казак-FM».
Интернет-сайт Кубанского казачьего войска.

Тема 6. Г.Н. Трошев и его роль в жизни современного
Кубанского казачьего войска. (1 час)
Деятельность Г.Н. Трошева на посту советника Президента РФ по
делам казачества. Вклад в развитие казачьей нормативно-правовой базы.
Участие в отчетно-выборном сборе 2007 года. Гибель. Поминовения.

Тема 7. Законодательство Российской Федерации и
Краснодарского края в отношении казачества (2 часа)
Основные нормативные правовые акты в отношении казачества
(законы РСФСР и Российской Федерации, указы Президента Российской
Федерации, приказы Министерства регионального развития Российской
Федерации, законы Краснодарского края, постановления Правительства
Российской Федерации и Законодательного Собрания Краснодарского
края, постановления и распоряжения губернатора Краснодарского края и
др.).

Тема 8. Государственная политика Российской
Федерации и Краснодарского края в отношении российского
и кубанского казачества (2 часа)
Концепция государственной политики Российской Федерации в
отношении российского казачества.
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
Стратегия развития государственной политики Российской
Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.
Концепция государственной политики Краснодарского края в
отношении кубанского казачества.
Утверждение и вручение нового флага, знамени и хоругви
Кубанского казачьего войска.
Поддержка казачества со стороны руководства Кубани.

Тема 9. Реестровые казачьи войска России, их общие и
отличительные черты (1 час).
11 современных реестровых казачьих войск России. Историческое и
географическое территориальное расположение казачьих войск. Атаманы
казачьих войск. Отличительные черты казачьей формы одежды казачьих
войск.

Тема 10. Реестровые и нереестровые казаки. Причины
разногласий (1 час).
Что такое государственный реестр казачьих обществ. Образование
реестра и вхождение в него казачьих войск. Разногласия между
реестровыми и нереестровыми казачьими обществами и их причины.

Тема 11. Нормативные
казачьего войска (3 часа)

документы

Кубанского

Устав. Положения. Приказы атамана Кубанского казачьего войска.

Тема 12. Организация и проведение советов атаманов
казачьих обществ, отчетных, выборных и отчетно-выборных
сборов (1 час)
Виды сборов, их роль и предназначение. Периодичность проведения
сборов. Порядок проведения сборов. Порядок проведения Советов
атаманов.

Тема 13. Казачья демократия (1 час).
Основные принципы казачьей демократии. Пути их интеграции в
современной жизни гражданского общества.

Тема 14. Казачья идеология и роль атаманов казачьих
обществ в жизни современного Кубанского казачьего войска
(1 час).
Основные направления казачьей идеологии. Роль атаманов в жизни
и развитии казачьих обществ.

Тема 15. Повторение пройденного материала (2 часа)

2.

Тематическое планирование
5 Класс

Раздел

Кол-во
часов

Темы

Колво
часов

Тема 1. Происхождение и
становление казачества

2

Тема 2. Современные кубанские
казаки

4

Тема 3. Казачьи традиции и
обычаи

4

Тема 4. Формирование казака в
казачьей семье и казачьем войске
в дореволюционный период
времени

2

Тема 5. Черноморская
составляющая в истории
Кубанского казачьего войска.
Образование Черноморского
казачьего войска. Переселение
Черноморских казаков на Кубань
Тема 6. Донская (линейная)
составляющая в истории

7

5

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во
взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников
знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников
знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать
обсуждение иллюстративным материалом.
Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на
примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства.
Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего
региона.
Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; укреплять физическое
здоровье учащихся; приучать к дисциплине. Планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
исследовательских работ в ходе проектной деятельности.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников
информации для решения задачи.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников
знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Кубанского казачьего войска.
Линейное казачество Кубани
Тема 7. Роль Православия в
дореволюционной казачьей среде

Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
4

Тема 8. Взаимосвязь казачества и
Православия на современном
этапе
Тема 9. Взаимоотношения
казаков и горских народов

3

Тема 10. Повторение
пройденного материала

2

1

Познакомить с духовным богатством и религией казаков.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме. Устанавливать аналогии.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.
Познакомить с духовным богатством и религией казаков.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников
знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме. Устанавливать аналогии.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

34
Тема 1. Казачьи поминовения

2

Тема 2. Административное
устройство Черноморского и
Кавказского линейного казачьих
войск и социальный состав
казачества

3

Тема 3. Органы управления
современного Кубанского
казачьего войска
Тема 4. Военная служба
кубанского казачества
Тема 5. Участие черноморских
казаков в Отечественной войне
1812 г.

3

2
2

6 класс
Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации
для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме
Познакомить учащихся с воинским миром кубанского казачества, развивать
эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих
войск России, с историей казачества на Кубани

Тема 6. Участие черноморских и
линейных казаков в войнах
первой половины XIX в.
Тема 7. Материальная культура и
экономическое развитие
Черноморского казачьего войска
и линейного казачества Кубани
Тема 8. Экипировка и оружие
кубанских казаков

4

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества

5

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства.
Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона

2

Тема 9. Казачья форма одежды и
знаки различия современного
Кубанского казачьего войска
Тема 10. Казачьи поминовения

2

Отмечать особенности снаряжения кубанских казаков.
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях
с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую
информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные
сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным
материалом
Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов
Интернета

Тема 11. Основные казачьи
праздники современного
Кубанского казачьего войска
Тема 12. Повторение
пройденного материала

3

4

2

Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Обмениваться
впечатлениями
Познакомить с духовным миром и праздниками современного кубанского
казачества
Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности

34
Тема 1. Выдающиеся атаманы
Черноморского и Линейного
казачьих войск

4

Тема 2. Образование Кубанского
казачьего войска

3

7 класс
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся
личностям Кубани.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение
иллюстративным материалом. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих
войск России, с историей казачества на Кубани

Тема 3. Окончание Кавказской
войны

2

Тема 4. Регалии и реликвии
кубанского казачества.
Кубанский историк Ф.А.
Щербина.

6

Тема 5. Кубанское казачество в
русско-турецкой войне 1877-1878
гг. Участие кубанских казаков в
военных действиях на
территории Средней Азии
Тема 6. Государственная служба
современного кубанского
казачества
Тема 7. Кубанские казаки в
революции 1905 - 1907 гг.

2

Тема 8. Участие кубанских
казаков в Русско-Японской и
Первой мировой войнах
Тема 9. Славные страницы
истории современного
Кубанского казачьего войска
Тема 10. Экономическое развитие
кубанского казачества в 1860 1917 гг.
Тема 11. Повторение
пройденного материала

3

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества. Перерабатывать полученную
информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
Познакомить учащихся с регалиями и реликвиями кубанского казачества,
развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение
иллюстративным материалом. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета.

4

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы.

2

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить учащихся с историей казачества в войнах на Кубани

3

3

2

Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей в изучаемом круге явлений или поступков
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы
Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности

34
Тема 1. Выдающиеся атаманы
Кубанского казачьего войска
(с 1860 по 1917 гг.)

3

8 класс
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся
личностям Кубани.

Тема 2. Почетный караул
1
Кубанского казачьего войска и
церемониал «Час Славы Кубани»(
Тема 3. Патриотическое
4
воспитание казачьей молодежи,
как одно из основных
направлений деятельности
современного Кубанского
казачьего войска
Тема 4. Культура кубанского 3
казачества в 1860 -1917 гг.
Тема 5. Выдающиеся историки
кубанского казачества

3

Тема 6. Кубанское казачье войско
в революционных событиях 1917
г. и Гражданской войне
Тема 7. Участие кубанских
казаков в военных конфликтах в
Приднестровье и Абхазии в 19921993 годах. ПриднестровскоАбхазские поминовения.
Тема 8. Кубанские казаки в
эмиграции
Тема 9. Кубанские казаки в 1920 1930-е годы XX века
Тема 10. Кубанские казаки в годы
Великой Отечественной войны
(1941-1945 гг.)
Тема 11. Повторение
пройденного материала

6

1

3
3
5

2

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме. Устанавливать аналогии
Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы
Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; укреплять физическое
здоровье учащихся; приучать к дисциплине. Планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на
примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства.
Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани,
выдающимся личностям Кубани. Извлекать необходимую информацию из
дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по
данной теме. Формулировать вопросы
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Устанавливать аналогии
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Вызвать
интерес к воинской службе
Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности

34
Тема 1. Возрождение кубанского
казачества

8

Тема 2. Кубанский казачий хор

2

Тема 3. Новейшая история
Кубанского казачьего войска

5

Тема 4. Международная
деятельность современного
Кубанского казачьего войска
Тема 5. Информационная
политика современного
Кубанского казачьего войск

2

Тема 6. Г.Н. Трошев и его роль в
жизни современного Кубанского
казачьего войска.
Тема 7. Законодательство
Российской Федерации и
Краснодарского края в
отношении казачества
Тема 8. Государственная
политика Российской Федерации
и Краснодарского края в
отношении российского и
кубанского казачества
Тема 9. Реестровые казачьи
войска России, их общие и
отличительные черты

1

2

2

9 класс
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих
войск России, с историей казачества на Кубани.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей в изучаемом круге явлений или поступков
Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей в изучаемом круге явлений или поступков
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани.
Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с
образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани.
Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с
образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях
с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую
информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные
сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным
материалом
Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей в изучаемом круге явлений или поступков
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы

1

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета

Тема 10. Реестровые и
нереестровые казаки. Причины
разногласий
Тема 11. Нормативные
документы Кубанского казачьего
войска
Тема 12. Организация и
проведение советов атаманов
казачьих обществ, отчетных,
выборных и отчетно-выборных
сборов
Тема 13. Казачья демократия

1

Тема 14. Казачья идеология и
роль атаманов казачьих обществ
в жизни современного
Кубанского казачьего войска

1

Тема 15. Повторение
пройденного материала

2

Всего

34
170

3

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы.

1

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с историей казачества. Перерабатывать полученную информацию:
наблюдать и делать самостоятельные выводы

1

Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить систорией казачества. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся
личностям Кубани.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение
иллюстративным материалом. Выступать с сообщением на основе
дополнительной литературы и ресурсов Интернета.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации
Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».