МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Администрация муниципального образования Туапсинский район МБОУ СОШ №20 с.Шепси РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения» 8 класс с. Шепси 2024 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения». 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безо пасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректиро- вать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы 2. Содержание программы внеурочной деятельности. 1. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. ПДД. 2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Форма организации: фронтальная, групповая. 2. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.7. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного движения. 3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. 3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД. Форма организации: фронтальная, групповая. Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации. 3.Тематическое планирование № Название темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. За- дачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД Оформление информационного стенда Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. Подготовка агитвыступления Дорожные знаки и дополнительные средства информа- ции Теори я 1 Практик а Всего часов 1 1 1 2 1 1 1 2 1 4 4 1 1 13 14 15 Правила движения пешехода. Где и как переходить улицу? Элементы улиц и дорог. Регулируемый перекрёсток Нерегулируемый перекрёсток Подготовка к городским конкурсам по профилактике детского дорожно транспортного травматизма Ожоги, обморожения Виды кровотечений. Остановка кровотечений Переломы 16 17 Изготовление буклетов Правила движения велосипедистов, мопедистов 18 Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. Фигурное вождение велосипеда. Движение по загородной дороге Игра «Дорожные ловушки» Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 19 20 21 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 13 2 2 2 21 2 3 2 34