МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Администрация муниципального образования Туапсинский район
МБОУ СОШ №20 с.Шепси
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
8 класс
с. Шепси 2024
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на
обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения
на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об
образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации
работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и
улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Н.Ф.
Виноградова
«Юные инспектора движения».
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безо пасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректиро- вать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
2. Содержание программы внеурочной деятельности.
1. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов
ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный
переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Форма организации: фронтальная, групповая.
2.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.
Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их
назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие,
знаки
приоритета,
запрещающие,
предписывающие,
информационноуказательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам,
пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и
нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При
отсутствии светофора.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и
двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная
дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и
регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение
обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с
ходу» других автомобилей.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.8. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого
перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке.
«Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт.
Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством
велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на
велосипеде по проезжей части.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки
грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн
пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги
колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов
группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого
перекрёстка группой велосипедистов.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.12. Устройство
велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали
оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за
велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки
колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся
деталей. Устранение зазоров.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.13. Фигурное
вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений:
«восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами),
скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её
значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование
разметкой, ориентирование в движении.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом.
Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование
собственным легковым автомобилем или такси.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами.
Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через
железнодорожные пути.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте
(тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте);
изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону
животных.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу.
Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора;
отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона
остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у
светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей
части.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации, подготовка и
участие в конкурсе Академия ПДД, разработка памяток участникам дорожного
движения.
3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах
кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства.
Обработка поражённых участков тела.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика
(капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП
при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила
наложения жгута, (закрутки).
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
3.3. Транспортировка
пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности
транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза.
Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при
переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев,
бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних
конечностей, нижней челюсти.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка
атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, творческие задания, презентации.
3.Тематическое планирование
№
Название
темы
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности
на занятиях кружка
Разработка и изучение положения об отряде
ЮИД. За- дачи на новый учебный год.
Основные понятия и термины ПДД
Оформление информационного стенда
Права и обязанности и ответственность
участников дорожного движения.
Подготовка агитвыступления
Дорожные знаки и дополнительные средства
информа- ции
Теори
я
1
Практик
а
Всего
часов
1
1
1
2
1
1
1
2
1
4
4
1
1
13
14
15
Правила движения пешехода.
Где и как переходить улицу?
Элементы улиц и дорог.
Регулируемый перекрёсток
Нерегулируемый перекрёсток
Подготовка к городским конкурсам по
профилактике детского дорожно транспортного травматизма
Ожоги, обморожения
Виды кровотечений. Остановка кровотечений
Переломы
16
17
Изготовление буклетов
Правила движения велосипедистов, мопедистов
18
Устройство велосипеда; технические требования
к велосипеду и мопеду.
Фигурное вождение велосипеда.
Движение по загородной дороге
Игра «Дорожные ловушки»
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
19
20
21
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
13
2
2
2
21
2
3
2
34