РП по праву 10-11 класс 2023-24 гг_compressed

Краснодарский край
Муниципальное образование Туапсинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 имени
Героя Советского Союза Ивана Степановича Любимого с. Шепси
муниципального образования Туапсинский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По праву
Уровень образования (класс):

среднее общее образование (10-11 классы)

Количество часов: 102
Учитель: Минасян Галина Сергеевна

Программа разработана на основе примерной программы СОО по праву с
учётом авторской программы Е.К.Калуцкой «Право. Рабочая программа. 1011 классы», М.:Дрофа, 2020 г.,

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (10-11 кл.) освоение курса по
выбору «Право (практикум)»

предполагает достижение личностных,

метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного курса включают в себя:
- готовность и способность к познавательной деятельности в
соответствующей

юридической

сфере,

включая

умение

оценивать

характерную для данной сферы правовую информацию;
- способность к использованию приобретенных знаний и умений для
оценки происходящих в частноправовой сфере событий и поведения людей с
юридической точки зрения;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, связанных с повседневными жизненными
ситуациями, применению различных методов познания;
- умение логически мыслить, ясно и последовательно излагать свои
мысли в письменной и устной речи;
использование

-

приобретенных

знаний

для

осуществления

возможности осознанного выбора будущей юридической специализации.
Предметные результаты освоения учебного курса включают в себя:
- базовые навыки составления основных правовых документов;
- умение вести анализировать предлагаемые ситуации на предмет
юридически значимых фактов;
-

овладение

юридической

терминологией;

навыками

анализа

предписаний правовых актов, зачастую выраженных очень кратко, но
имеющих

сложное

содержание,

которое

постоянно

обогащается

и

оспаривается как в правоприменительной практике, так и в литературе,
установления оснований возникновения и содержания правовых отношений,
являющихся объектами профессиональной деятельности;

3

знание

-

методических

приемов

выработки

и

доказательной

аргументации собственной позиции, принятия и обоснования решений
правовых

задач,

состоящих

в

применении

права

для

определения

особенностей конкретных правовых ситуаций.
Метапредметные результаты освоения учебного курса включают в
себя:
совершенствование

-

собственной

познавательной

деятельности,

овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, новых
познавательных задач и средств их достижения;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение критически оценивать и
интерпретировать информацию, использовать ее для решения практических
и аналитических задач;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; контролировать и корректировать деятельность;
- использовать возможные ресурсы и методы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
умение

-

использовать

средства

информационных

и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований норм
информационной безопасности.
Содержание учебного предмета (курса)
10 класс
1. Введение (1 час)
2. Из истории государства и права (4 часа)
Происхождение государства и права. Право Древнего мира, право
Европы в Средние века и Новое время. Выдающиеся мыслители и правоведы
Нового времени. Развитие права в России.
3. Право в системе социальных норм (7 часов)
4

Право в системе социальных норм. Структура правовой нормы.
Источники права. Функции права. Система Российского права.
Законотворческий процесс.
4. Понятие и виды юридической ответственности (11 часов)
Понятие и виды юридической ответственности. Конституция
Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство в
Российской Федерации. Федеративный принцип государственного
устройства. Президент Российской Федерации. Классификация функций и
предметов ведения Совета Федерации и Государственной думы РФ. Области
деятельности Правительства РФ. (Исследование статей Конституции РФ).
Судебная власть. Прокуратура.
5. Международное право (8 часов)
Международные договоры о правах человека. Гражданские права.
Политические права. Экономические, социальные и культурные права.
Права ребёнка. Нарушение прав человека. Международная защита прав
человека.
6. Законодательство о выборах (3 часа)
Принципы избирательного права. Избирательные системы и
избирательный процесс.
11 класс
1. Гражданское право (14 часов)
Субъекты
гражданского
права.
Гражданский
Кодекс
РФ.
Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.
Имущественные и неимущественные права.
Обязательственное право. Право на благоприятную окружающую среду и
способы его защиты (Статья 42 Конституции РФ).
2. Налоговое право (8 часа)
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит (Налоговый кодекс РФ).
Виды налогов. Права и обязанности налогоплательщика.
3. Семейное право (8 часов)
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия
заключения и расторжения брака. Личные права и обязанности супругов
(Глава 6 Семейного Кодекса РФ). Имущественные права и обязанности
супругов. Расторжение брака.
4. Трудовое право (10 часов)
Понятие и источники трудового права (Конституция РФ, Трудовой Кодекс
РФ, федеральные законы). Коллективный договор. Трудовой договор.
5

Рабочее время и время отдыха. Порядок приёма на работу. Порядок
заключения и расторжения
трудового договора. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры.
Ответственность по трудовому праву.
5.
Административное право (4 часа)
Понятие и источники административного права. Административные
правонарушения (Конституция РФ, Кодекс РФ об административных
правонарушениях, таможенный Кодекс РФ, федеральные законы, з0аконы
субъектов РФ, указы Президента РФ, и пр.). Особенности административной
юрисдикции. Особенности административной юрисдикции.
6. Уголовное право, основы судопроизводства (12 часов)
Понятие и источники уголовного права (Уголовный Кодекс РФ).
Споры, порядок их рассмотрения. Составные части судебного
разбирательства. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности уголовного процесса.
Гражданство РФ, общие принципы
российского гражданства (Конституция РФ, ФЗ от 2002 г. «О гражданстве
РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
8. Основы судопроизводства (4часа). Гражданское процессуальное право.
Гражданский процесс. Уголовное процессуальное право.
9. Международное право. (3 часа)
Принципы международного права. Международные правовые акты.
Международное гуманитарное право.
Итоговое повторение «Право. 10-11 класс» (5 часов).

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Универсальные учебные действия
Т Ко(УДД),
е во
мчасов
а
10 класс

№
темы

1
2
3
4

Введение
Из истории государства и
права
Право в системе
социальных норм
Понятие и виды

Личностные результаты: понимать роль
права в жизни общества, значение
законодательства для развития всех сфер
общества; понимать связь норм права и
норм морали; иметь представление о
системе российского права; уважать
законность, поддерживать правопорядок в

1
4

7
11
6

5
6

юридической
ответственности
Международное право
Законодательство о
выборах

обществе; формировать в себе
законопослушное поведение; уметь
применять свои знания на практике,
анализировать конкретные жизненные
ситуации, делать выводы и корректировать
свое поведение; учиться исследовать
документы, составлять планы,
формулировать собственные выводы;
Метапредметные результаты:
классифицировать в табличной форме
основные и дополнительные признаки
государства; систематизировать
информацию в форме схемы по следующим
темам: «Внутренние и внешние функции
государства», «Формы правления»,
«Политические режимы»; используя
дополнительные источники информации, в
том числе интернет-ресурсы, приводить
примеры стран с различными
политическими режимами; основываясь на
материале обществознания,
проанализировать вопрос «Право в системе
социальных норм»; систематизировать в
таблице информацию о функциях и
признаках права; иллюстрировать
примерами структуру норм российского
права, ее элементы, а также неполные по
структуре нормы; приводить конкретные
примеры источников права в России,
Великобритании, Франции и США;
опираясь на свои обществоведческие
знания, данные СМИ, обосновывать
собственное мнение в дискуссии об
отношении общества и права;
иллюстрировать это примерами из жизни
своих родственников, близких, знакомых;
используя новостную информацию СМИ,
анализировать конкретную ситуацию о
проявлениях в жизни и опасности
бюрократизма для общества и государства;
вспомнив курс обществознания,
сформулировать собственное определение
понятия «гражданское общество»;
рассказывать о становлении гражданского
общества в России; иллюстрировать
примерами из жизни и аргументировать
свою позицию по вопросу, является ли
современная Россия правовым
государством; приводить примеры из
истории; жизни верховенства закона в
правовом государстве; составить схему
ветвей власти; формулировать и
обосновывать собственное мнение в
дискуссии о концентрации власти;
приводить примеры взаимной
ответственности государства и граждан;
формулировать собственное мнение и
обосновывать его в дискуссии о

8
3

7

гарантированности и возможности
реализовать свои права и свободы,
закрепленные в Конституции РФ;
иллюстрировать это примерами из жизни
своих родственников, близких, знакомых;
используя новостную информацию СМИ,
анализировать конкретную ситуацию о
проявлениях в жизни и опасности
бюрократизма для общества и государства;
вспомнив курс обществознания,
сформулировать собственное определение
понятия «гражданское общество»;
рассказывать о становлении гражданского
общества в России; классифицировать в
схематичной форме признаки правового
государства; обосновывать собственное
мнение по вопросу, можно ли выделить
один из признаков правового государства
как основной ;иллюстрировать примерами
из жизни и аргументировать свою позицию
по вопросу, является ли современная
Россия правовым государством; приводить
примеры из истории; жизни верховенства
закона в правовом государстве ▪ составить
схему ветвей власти;
Предметные результаты:
анализировать причины скептического
отношения людей к идее правового
государства;
объяснять, какие государства стали
первыми правовыми государствами и
почему ;определять понятие «правовое
государство»; классифицировать и
характеризовать признаки правового
государства; показывать закрепление
правового государства в нормах
Конституции РФ; рассматривать
гарантированность прав и свобод граждан,
основываясь на Конституции РФ;
формулировать определение гражданского
общества; перечислять признаки
гражданского общества; объяснять, в чем
выражается верховенство закона в
правовом государстве; перечислять
требования, которым должны
соответствовать законы в правовом
государстве; определять понятие
«законность»; объяснять важность
разделения государственной власти как
принцип правового государства;
характеризовать систему «сдержек» и
«противовесов»

Итого:

34
11 класс
8

1
2
3
4
5
6

7
8
9

Гражданское право
Налоговое право
Семейное право
Трудовое право
Административное право

14
8
8
10
4

Уголовное право
Основы
судопроизводства
Международное
право
Итоговое повторение

12

Личностные результаты:
воспитывать уважение к праву как к основе
экономической жизни страны; учиться
защищать свои гражданские права
правовыми средствами; иметь
представление об обязательственном праве
и видах договоров, чтобы использовать
свои знания в дальнейшем на практике;
понимать, что российское законодательство
обеспечивает защиту жизни, здоровья,
чести и достоинства личности,
собственности (материальной и
интеллектуальной), чтобы уметь
пользоваться своими гарантированными
правами и уметь защищать их всеми
законными способами; знать свои права как
потребителя, научиться ими пользоваться в
обыденной жизни и защищать их
правовыми средствами
повышать свою правовую культуру в
области гражданского права;
работать с правовой информацией,
нормативно-правовыми актами, учиться
исследовать, анализировать, делать выводы,
давать оценку событиям и процессам с
точки зрения соответствия российскому и
международному праву. обосновывать
собственное мнение и аргументировать его
в дискуссии по вопросам гражданского
права; рассматривать имущественные
отношения на примере вашей семьи;
оценивать действия членов вашей семьи,
близких при решении вопросов,
регулируемых гражданским
законодательством (например,
собственность, наследование, страхование
и др.);
проанализировать свои действия с точки
зрения гражданско-правовых отношений;
формировать интерес к дальнейшему
изучению правоведения.
Метапредметные результаты:
анализировать источники гражданского
права, делать собственные выводы
;составить план содержания Гражданского
кодекса РФ; проанализировать свой день на
предмет связанных с гражданскоправовыми отношениями; регулируемых
гражданским правом; систематизировать в
таблице информацию об участниках
гражданско-правовых отношений;
анализировать конкретную ситуацию, в
которой участниками гражданско-правовых
отношений выступают физические и
(или)юридические лица; составить схему
признаков юридических лиц
;систематизировать в таблице виды
юридических лиц; приводить примеры

4
3
5

9

предпринимательской деятельности;
систематизировать в таблице информацию
об организационно-правовых формах
предприятий и их особенностях;
систематизировать в таблице информацию
об основаниях приобретения и
прекращения права иллюстрировать
конкретными примерами заключение
договоров имущественного
страхования(можно на примере вашей
семьи);анализировать источники
договорного права — статьи разд. III иIV
ГК РФ; делать собственные выводы, чтобы
использовать свои знания на практике
;систематизировать в табличной форме
информацию о договорах и сделках,
выделить в них общее и различия
;иллюстрировать конкретными примерами
из жизни неисполнение обязательств,
договоров и последствий этого ;работать с
информацией, приведенной в схеме «Виды
гражданско-правовых
договоров»;приводить конкретные примеры
договоров всех видов; оценивать и
корректировать собственное поведение с
точки зрения выполнения обязательств,
взятых вами ;обосновывать и
аргументировать в дискуссии собственное
мнение по вопросу, как можно укрепить
договорную дисциплину в нашей стране
;анализировать конкретную ситуацию
возникновения и разрешения гражданскоправового спора; используя
дополнительные источники информации, в
том числе
интернет-ресурсы, подготовить проект или
реферат о видах договоров,
предусмотренных гражданским правом ;
составить схему способов защиты
материальных и нематериальных прав
граждан;
подготовить проект или реферат о праве
интеллектуальной собственности.
Предметные результаты:
объяснять, какие отношения регулирует
гражданское ; называть источники
гражданского права;
характеризовать особенности ГК РФ;
объяснять причины принятия ГК РФ;
характеризовать имущественные и
неимущественные отношения,
регулируемые гражданским правом;
называть основных участников гражданскоправовых отношений;
объяснять понятие «физическое
лицо»;характеризовать юридические лица;
классифицировать признаки юридического
лица;
10

перечислять виды юридических лиц;
раскрывать понятия гражданской
правоспособности и дееспособности;
рассматривать особенности дееспособности
несовершеннолетних;
объяснять, что такое эмансипация;
рассказывать о деликто-способности
граждан ;формулировать понятие
«предпринимательская
деятельность»;классифицировать
организационно-правовые формы
предприятий ;рассматривать направления
государственной правовой политики
в области предпринимательства;
определять понятие «право
собственности»;характеризовать
правомочия собственника;
классифицировать формы собственности
;перечислять объекты собственности;
приводить основания приобретения права
собственности;
рассматривать законные возможности
защиты прав собственности;
характеризовать национализацию;
объяснять, что такое приватизация;
характеризовать наследование как институт
гражданского права; классифицировать
формы наследования; формулировать
определение понятия «завещание»;
рассказывать, кто может быть наследником
по завещанию; определять цели завещания;
объяснять, что такое право на обязательную
долю в наследстве,
кто может ее получить; характеризовать
наследование по закону; приводить
очередность наследования ;объяснять, кто
такие иждивенцы наследодателя и кто не
имеет права наследования;
объяснять, что такое обязательство
формулировать определения понятий
«договор» и «сделка»;называть правовые
источники, регулирующие вопросы
страхования;

Итого:

68

11

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».