МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Администрация муниципального образования Туапсинский район МБОУ СОШ № 20 им. И.С. Любимого с.Шепси РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (1- 4 классы) Шепси, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286), на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.), с учетом Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 15.08.2022 № 031190, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21); Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 20 им. И.С. Любимого с. Шепси; Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 20 им. И.С.Любимого с. Шепси МО Туапсинский район. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель: создать условия для формирования и развития основ функциональной грамотности у младших школьников. Задачи: − познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий; − способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; − способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка; − способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.; − способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 3 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Деловые беседы; • Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. • Формируемые универсальные учебные действия Личностные результаты: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: -- проявлять познавательную и творческую инициативу; 4 - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные универсальные учебные действия: -осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; -использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты. Предметные результаты изучения блока «Читательская 5 грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. 6 Содержание курса Блок I «Читательская грамотность» - 1 класс, 33 часа В. Бианки. Лис и мышонок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки по цепочке. Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем. Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям; определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит сказка. Русская народная сказка. Мороз и заяц. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки «Мороз и заяц». Выполнить задания в рабочем листе. Задания: определить национальную принадлежность сказки по информации в заголовке, дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и ложности высказываний. Сказочная викторина по сказке. Владимир Сутеев. Живые грибы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: выбрать соответствующую к сказке характеристику героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определить последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. Составление вопросов по содержанию сказки. Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки «Петушок и солнышко». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них главного героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл пословиц. Литературная викторина. М. Пляцковский. Урок дружбы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки. Выполнение задания в рабочем листе. Творческое задание нарисовать комикс (рисованный рассказ в картинках) на тему: «Дружба». Грузинская сказка. Лев и заяц. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки «Лев и заяц». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определить жанр сказки; выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по сказке. Творческое задание придумать свою сказку про животных, о дружбе. 7 Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Вводное слово учителя. Чтение русской народной сказки «Как лиса училась летать». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: соотнести словахарактеристик с рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий по сказке, формулирование и запись вопроса к сказке; работа с пословицами. Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к сказке «Как лиса училась летать?» Евгений Пермяк. Четыре брата . (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки «Четыре брата». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий по сказке, разгадать ребусы, найти соответствие. Заключительная интерактивная игра «Путешествие по сказкам» Блок «Математическая грамотность» Про курочку рябу, золотые и простые яйца. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определить количество предметов при счёте; составить и решить выражения с ответом 5; решение задач на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки; решение задач в два действия. Про козу, козлят и капусту. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определять количество предметов при счёте; образовывать число 8; составить и решить выражения с ответом 9; решить задачу в два действия; находить остаток числа; соединить с помощью линейки точки и назвать геометрическую фигуру – ломаную. Про петушка и жерновцы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: разложить число 9 на два слагаемых; ответить на вопросы на основе условия задачи. работа в группе. Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых; раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. 8 Про наливные яблочки. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; определение истинности/ложности высказываний. Про Машу и трёх медведей. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение суммы; чтение таблицы, дополнение недостающей в таблице данных; устанавливание закономерности. Про старика, старуху, волка и лисичку. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практическая работа с круговыми диаграммами, сравнивание сектора круговой диаграммы; сравнивание числовых выражении, составление по рисункам; нахождение прямоугольников на рисунке. Про медведя, лису и мишкин мёд. (1ч). Вводное слово учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; чтение таблицы, заполнение недостающих данных в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывание числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; чтение простейших чертежей. Блок «Финансовая грамотность» За покупками. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об умении экономно тратить деньги, решение задач. Работа понятиями: цена, товар, спрос. Отгадывание загадок. Находчивый колобок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об товаре и услуге, решение задач. Работа понятиями: товар и услуга. Отгадывание загадок. День рождения Мухи-Цокотухи. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, 9 рассуждения об товаре и стоимости, решение задач. Работа понятиями: товар и стоимость. Работа с пословицами. Буратино и карманные деньги. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об товаре и услуге, решение задач. Работа понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. Ролевая игра «Магазин». Кот Василий продаёт молоко. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения о рекламе, решение задач. Работа понятиями: реклама. Творческое задание нарисовать рекламу молока для кота Василия. Лесной банк. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения. Работа понятиями: финансы, банк. Ролевая игра «Банк». Как мужик и медведь прибыль делили. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения о доходе, затраты и как получают прибыль, решение задач. Работа понятиями: доход. Как мужик золото менял. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об бартере, решение задач. Работа понятиями: равноценный обмен. Блок «Естественно-научная грамотность» Как Иванушка хотел попить водицы. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: наблюдать над свойством воды – прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды. Подведение итогов. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно 10 наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. Подведение итогов. Про репку и другие корнеплоды. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Подведение итогов. Плывёт, плывёт кораблик. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: – Определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснение что такое ватерлиния; определять направление ветра. Подведение итогов. Про Снегурочку и превращения воды. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. Подведение итогов. Как делили апельсин. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек, проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. Подведение итогов. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть 11 свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; наблюдать многократность отражений; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Подведение итогов. Иванова соль. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;. Подведение итогов. Владимир Сутеев. Яблоко. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; придумывать рекламу-упаковку; определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка. Подведение итогов. Блок I «Читательская грамотность» - 2 класс, 34 часа Михаил Пришвин. Беличья память. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки. Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем. Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям; определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит сказка. И. Соколов-Микитов. В берлоге. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки «Мороз и заяц». Выполнить задания в рабочем листе. Задания: определить национальную принадлежность сказки по информации в заголовке, дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и ложности высказываний. Решение ребусов. Викторина по сказке. 12 Лев Толстой. Зайцы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: выбрать соответствующую к сказке характеристику героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определить последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. Составление вопросов по содержанию сказки. Николай Сладков. Веселая игра. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведения «Весёлая игра». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них главного героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл пословиц. Литературная викторина. Обыкновенные кроты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки. Выполнение задания в рабочем листе. Творческое задание нарисовать комикс (рисованный рассказ в картинках) на тему: «Обыкновенные кроты». Эдуард Шим. Тяжкий труд. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведения «Тяжкий труд». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определить жанр произведения; выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по сказке. Полевой хомяк. Вводное слово учителя. Чтение произведения. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий по произведению, формулирование и запись вопроса к сказке; работа с пословицами. Про бобров. ( 1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведения. Выполнение задании в рабочем листе. Задания: ответить на вопросы. Позвоночные животные (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведение «Позвоночные животные». Выполнение задании в рабочем листе. Ответить на вопросы. Блок «Математическая грамотность» Про беличьи запасы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работа с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; объяснять графические модели при решении задач; анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; строить ломаную линию. 13 Про беличьи запасы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнять недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое деление; находить периметр треугольника; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Про зайчат и зайчиху (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять количество часов в сутках; находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; решать логические задачи по данному условию; составлять элементарную диаграмму. Лисьи забавы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять дату по календарю; находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; записывать краткую запись и решение задач; решать логические задачи с помощью таблицы; анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. Про крота. (1 ч.) Вводное слово учителя. Решать задачи логического характера; решать задачи с использованием данных таблицы; решать задачи на основе данных диаграммы; решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. Про ежа. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; определять время с помощью скорости и расстояния; определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; отвечать на вопросы на основе полученных данных; определять последовательность маршрута на основе схемы; записывать слова с помощью кода; называть месяцы, сравнивать количество месяцев. 14 Про полевого хомяка. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; записывать именованные числа в порядке возрастания; строить четырёхугольники по заданному условию. Встреча друзей. (1ч.) Вводное слово учителя. Находить необходимую информацию в тексте задания; понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. Блок «Финансовая грамотность» Беличьи деньги. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; находить у монеты аверс и реверс; выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; готовить небольшое сообщение на заданную тему. Повреждённые и фальшивые деньги. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Правила использования поврежденных денег; находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; находить необходимую информацию в тексте; отвечать на вопросы на основе полученной информации. Банковские карты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе, давать характеристику наличным деньгам; рассказывать о дебетовой банковской карте; объяснять, что обозначают надписи на карте; объяснять, как производить покупку в магазине; объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; рассказывать о кредитной банковской карте. Безопасность денег на банковской карте. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; находить необходимую информацию в тексте задания; формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. 15 Про кредиты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Объяснять, что такое «кредит»; определять виды кредитов; понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; определять сумму переплаты по кредиту; определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. Про вклады. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Давать определение вклада; называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; объяснять, что такое банковский процент по вкладам; объяснять, как считают банковский процент по вкладам; объяснять, почему банки выплачивают проценты. Ловушки для денег. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять доходы, расходы и прибыль; отличать желаемые покупки от необходимых; рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; объяснять, что такое дефицит и профицит; рассуждать, как не тратить напрасно деньги. Такие разны деньги. (1ч.) Вводное слово учителя. Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; устанавливать принадлежность денежной единицы стране; иметь представление о банковской операции «обмен валюты». Блок «Естественно-научная грамотность» Про белочку и погоду. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; объяснять, что такое «оттепель», «наст»; работать с таблицами наблюдений за погодой; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; работа в парах. Лесные сладкоежки. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Проводить несложные опыты с мёдом; определять последовательность действий при проведении опытов; делать выводы по результатам опытов; различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; анализировать данные таблицы; строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; иметь представление о лечебных свойствах мёда. 16 Про зайчишку и овощи. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; выделять среди овощей корнеплоды, проводить опыт по проращиванию моркови, определять цвет сока овощей опытным путём; сравнивать свойства сырой и варёной моркови. Лисьи норы. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Иметь представление об устройстве лисьих нор; проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. Корень-часть растения. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. Называть части цветочных растений; объяснять, для чего растению корень; доказывать, что рост растения начинается с корня; называть виды корневых систем; называть видоизменённые корни. Занимательные особенности яблока. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем листе. – Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; объяснять, почему яблоко плавает; объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; объяснять, почему неспелое яблоко кислое; находить на срезе яблока рисунок звезды. Про хомяка и его запасы. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян; определять правильную последовательность прорастания семян гороха. Материал для плотин. (1 ч.) Вводное слово учителя. Иметь представление о составе древесины, проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. Позвоночные животные. (1ч.) Вводное слово учителя. называть признаки пяти групп позвоночных животных; определять название животного по 17 описанию; выбирать признаки земноводного животного; выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; рассуждать об открытии, сделанном на занятии. Блок I «Читательская грамотность» - 3 класс, 34 часа Про дождевого червяка. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять тип текста; дополнять предложение словами из текста; определять периоды развития дождевого червя на основе теста; объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; определять на основе теста способ питания дождевых червей; находить предложение, соответствующее рисунку; выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. Кальций. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работать с кластером; дополнять предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть стройматериалы, содержание; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Сколько весит облако? (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять название книг с достоверными сведениями. Хлеб всему голова. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять тип текста; определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; записывать пословицы о хлебе; записывать предложение, которое соответствует рисунку; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; работать с толкованием слова; определять порядок следования предложений; называть хлебобулочные изделия. 18 Про мел. (1 ч.) Вводное слово учителя. Заполнять кластер о происхождении мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова; работать с толковым словарём; работа с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Про мыло. (1 ч.) Вводное слово учителя. Дополнять предложение; давать определение слова; работать с толковым словарём; соединять части предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия гербов. История свечи. (1ч.) Вводное слово учителя. Давать определение слова; записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его лексическому значению; называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведении; отвечать на поставленный вопрос. Магнит. (1 ч.) Вводное слово учителя. Давать определение слова; дополнять предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами; называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном произведении. Блок «Математическая грамотность» Расходы и доходы бюджета. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять дефицитный и профицитный бюджет; анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос задачи. Планируем семейный бюджет. (1 ч.) Вводное слово учителя. анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных 19 чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы; выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. Подсчитываем семейный доход. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; выполнять сложение круглых многозначных чисел; находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; самостоятельно составлять круговую диаграмму. Пенсии и пособия. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные, представленные в таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнять таблицу на основе текстового материала; подсчитывать доход семьи от детских пособий. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. Подсчитываем расходы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные инфографики; находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. Расходы на обязательные платежи. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять, какие налоги должна платить семья; анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. 20 Блок «Финансовая грамотность» Что такое «бюджет»? (1 ч.) Вводное слово учителя. Использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; уметь слушать и слышать собеседника. Семейный бюджет. (1 ч.) Вводное слово учителя. Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; понимать, как в семье появляются доходы; делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; заполнять кластер; формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализировать данные, представленные в виде графика; приводить примеры различных профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны; определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; понимать, что выигрыш облагается налогом; иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; называть предметы, которые человек может получить в наследство. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы» 21 «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», определять, к какой группе относятся те или иные расходы. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи (1ч.) Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. Как сэкономить семейные деньги? (1ч.) Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. Блок «Естественно-научная грамотность» Дождевой червь. (1ч) Вводное слово учителя. Называть части тела дождевого червя; объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; рассказывать, чем питается дождевой червь; объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; заполнять таблицухарактеристику на дождевого червя. Полезный кальций. (1ч.) Вводное слово учителя. Заполнять таблицу; дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция для организма. Про облака. (1ч.) Вводное слово учителя. С помощью опыта показывать образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере; называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по облакам. Про хлеб и дрожжи. (1ч.) Вводное слово учителя. – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид 22 ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. Интересное вещество- мел. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять внешние признаки мела; доказывать, что мел не растворяется в воде; называть, из чего состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат кальция; определять состав мела; называть области применения мела. Чем интересно мыло и как оно «работает». (1ч) Вводное слово учителя. Вводное слово учителя. Называть виды мыла; исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. Про свечи. (1 ч.) Вводное слово учителя. Рассказывать о строении свечи; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча; объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему происходит возгорание дыма. Волшебный магнит. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть виды магнитов; определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью опыта, как можно создать компас. Проверь себя. (1ч.) Проверочная работа Блок I «Читательская грамотность» - 4 класс, 34 часа Старинная женская одежда. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды. 23 Старинные женские головные уборы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета. Старинная мужская одежда и головные уборы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета. Жилище крестьянской семьи на Руси. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления избы. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. (2 ч.) Вводное слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план. История посуды на Руси. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; определять порядок предложений в тексте; дополнять текст по заданному условию. Какие деньги были раньше в России. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег. 24 Блок «Математическая грамотность» В бассейне. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; решать задачи на определение стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи. Делаем ремонт. (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать, что такое «смета»; решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. Праздничный торт. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работать с таблицами; подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Обустраиваем участок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Поход в кино. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Отправляемся в путешествие. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Составляем словарик по финансовой грамотности. (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 25 Блок «Финансовая грамотность» Потребительская корзина (1 ч.) Вводное слово учителя. Термин «потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. Прожиточный минимум (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. Инфляция (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции; понимать значение инфляции для экономики. Распродажи, скидки, бонусы (2 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки грамотного покупателя. Благотворительность (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. Страхование (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды страхования; называть различные страховые риски. 26 Блок «Естественно-научная грамотность» Томат. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части растения; объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей. Болгарский перец. (1ч.) Вводное слово учителя. Объяснять, что такое паприка; называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации. Картофель. (1ч.) Вводное слово учителя. – Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля. Баклажан. Семейство Паслёновые. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин; называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. Лук. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части лука; называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. Капуста. (1 ч.) Вводное слово учителя. Называть виды капусты; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной капустой. Горох. (1ч.) Вводное слово учителя. Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. 27 Грибы. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты. Творческая работа. (1ч.) Представление творческого проекта. 28