РП_функциональная_грамотность_1-4_кл, 2024 2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Администрация муниципального образования Туапсинский район
МБОУ СОШ № 20 им. И.С. Любимого с.Шепси

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(1- 4 классы)

Шепси, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286), на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.), с учетом Примерной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
23 июня 2022 г. № 3/22), Методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 15.08.2022 № 031190, Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(далее – СП 2.4.3648-20); санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685- 21); Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ № 20 им. И.С. Любимого с. Шепси; Уставом Муниципального
бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 20 им.
И.С.Любимого с. Шепси МО Туапсинский район.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель:
создать
условия
для формирования и
развития основ
функциональной грамотности у младших школьников. Задачи:
− познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
− способствовать формированию уважительного отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;

− способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
− способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки,
внимания, справедливости и т.д.;
− способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Срок реализации 4 года (1-4 класс):

3

1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по
формированию математической финансовой грамотности. Если учитель
считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить. Формы организации занятий:
• Предметные недели;
•

Библиотечные уроки;

•

Деловые беседы;

•

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
•

Формируемые универсальные учебные действия Личностные
результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-- проявлять познавательную и творческую инициативу;
4

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Познавательные
универсальные учебные
действия: -осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа
над проектами и
исследованиями;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты.
Предметные результаты изучения блока «Читательская
5

грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов; - представление о
различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

6

Содержание курса Блок I «Читательская грамотность» - 1
класс, 33 часа
В. Бианки. Лис и мышонок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки по
цепочке. Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем.
Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить
предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям;
определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из
частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить
научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит
сказка.
Русская народная сказка. Мороз и заяц. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Чтение сказки «Мороз и заяц». Выполнить задания в рабочем листе. Задания:
определить национальную принадлежность сказки по информации в
заголовке, дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и
ложности высказываний. Сказочная викторина по сказке.
Владимир Сутеев. Живые грибы. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение
задании
в
рабочем
листе.
Задания:
выбрать
соответствующую к сказке характеристику героям; дополнять
предложения
на
основе
сведений
из
текста;
определить
последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе
сведений из научно-познавательного текста выбирать верные
высказывания. Составление вопросов по содержанию сказки.
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Чтение сказки «Петушок и солнышко». Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них
главного героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл
пословиц. Литературная викторина.
М. Пляцковский. Урок дружбы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
сказки. Выполнение задания в рабочем листе. Творческое задание нарисовать
комикс (рисованный рассказ в картинках) на тему: «Дружба».
Грузинская сказка. Лев и заяц. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки
«Лев и заяц». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определить
жанр сказки; выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя
сказки; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по сказке.
Творческое задание придумать свою сказку про животных, о дружбе.

7

Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Вводное слово
учителя. Чтение русской народной сказки «Как лиса училась летать».
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: соотнести словахарактеристик с рисунками героев; расположение в правильной
последовательности событий по сказке, формулирование и запись вопроса к
сказке; работа с пословицами. Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к
сказке «Как лиса училась летать?» Евгений Пермяк. Четыре брата . (1 ч.)
Вводное слово учителя. Чтение сказки «Четыре брата». Выполнение задании
в рабочем листе. Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками героев;
расположение в правильной последовательности событий по сказке, разгадать
ребусы, найти соответствие. Заключительная интерактивная игра
«Путешествие по сказкам»

Блок «Математическая грамотность»
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: определить количество предметов при счёте; составить и
решить выражения с ответом 5; решение задач на уменьшение числа на
несколько единиц; соединять с помощью линейки точки; решение задач в два
действия.
Про козу, козлят и капусту. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: определять количество предметов при счёте; образовывать число 8;
составить и решить выражения с ответом 9; решить задачу в два действия;
находить остаток числа; соединить с помощью линейки точки и назвать
геометрическую фигуру – ломаную.
Про петушка и жерновцы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: разложить число 9 на два слагаемых; ответить на вопросы на основе
условия задачи. работа в группе.
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. (1 ч.) Вводное слово
учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно
из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых; раскладывать
число 10 на три чётных слагаемых.
8

Про наливные яблочки. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение
математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить
недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в
пределах 10; определение истинности/ложности высказываний.
Про Машу и трёх медведей. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на
нахождение суммы; чтение таблицы, дополнение недостающей в таблице
данных; устанавливание закономерности.
Про старика, старуху, волка и лисичку. (1ч.) Вводное слово учителя.
Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи
на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные
в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практическая работа с
круговыми диаграммами, сравнивание сектора круговой диаграммы;
сравнивание числовых выражении, составление по рисункам; нахождение
прямоугольников на рисунке.
Про медведя, лису и мишкин мёд. (1ч). Вводное слово учителя. Устный
счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на
несколько единиц; чтение таблицы, заполнение недостающих данных в
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывание числа
первого и второго десятка на несколько слагаемых; чтение простейших
чертежей. Блок «Финансовая грамотность»
За покупками. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об умении
экономно тратить деньги, решение задач. Работа понятиями: цена, товар,
спрос. Отгадывание загадок.
Находчивый колобок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об
товаре и услуге, решение задач. Работа понятиями: товар и услуга.
Отгадывание загадок.
День рождения Мухи-Цокотухи. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы,
9

рассуждения об товаре и стоимости, решение задач. Работа понятиями: товар
и стоимость. Работа с пословицами.
Буратино и карманные деньги. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы,
рассуждения об товаре и услуге, решение задач. Работа понятиями:
карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. Ролевая игра
«Магазин».
Кот Василий продаёт молоко. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы,
рассуждения о рекламе, решение задач. Работа понятиями: реклама.
Творческое задание нарисовать рекламу молока для кота Василия.

Лесной банк. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения. Работа
понятиями: финансы, банк. Ролевая игра «Банк».
Как мужик и медведь прибыль делили. (1ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на
вопросы, рассуждения о доходе, затраты и как получают прибыль, решение
задач. Работа понятиями: доход.
Как мужик золото менял. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании
в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об
бартере, решение задач. Работа понятиями: равноценный обмен.

Блок

«Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка хотел попить водицы. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: наблюдать над свойством
воды – прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком
стакане вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане
влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность
яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по
гладкой поверхности; использовать простейший фильтр для проверки чистоты
воды. Подведение итогов.
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: доказывать, что внутри
шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно
10

наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного
сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик
может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов. Подведение итогов.
Про репку и другие корнеплоды. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: описывать и характеризовать
овощикорнеплоды, называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации
из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать
совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации. Подведение итогов.
Плывёт, плывёт кораблик. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: – Определять плавучесть металлических
предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать,
что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему
случаются кораблекрушения; объяснение что такое ватерлиния; определять
направление ветра. Подведение итогов.
Про Снегурочку и превращения воды. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, что такое снег и
лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать
за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и
строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со
снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать
предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. Подведение
итогов.
Как делили апельсин. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет
кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с
правилами выращивания цитрусовых из косточек, проводить несложные
опыты и объяснять полученные результаты опытов. Подведение итогов.
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, когда можно
увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть
11

свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах; наблюдать многократность отражений;
проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Подведение
итогов.
Иванова соль. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей; представлять результаты
исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание,
таблица, дополненное письменное высказывание; анализировать условия
проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой
одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;. Подведение итогов.
Владимир Сутеев. Яблоко. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании
в рабочем листе. Задания: доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь
информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и
рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий; давать характеристику герою; определять
стоимость части от целого; придумывать рекламу-упаковку; определять
профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка. Подведение итогов.
Блок I «Читательская грамотность» - 2 класс, 34 часа
Михаил Пришвин. Беличья память. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
сказки. Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем.
Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить
предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям;
определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из
частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить
научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит
сказка.
И. Соколов-Микитов. В берлоге. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
сказки «Мороз и заяц». Выполнить задания в рабочем листе. Задания:
определить национальную принадлежность сказки по информации в
заголовке, дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и
ложности высказываний. Решение ребусов. Викторина по сказке.
12

Лев Толстой. Зайцы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: выбрать соответствующую к сказке характеристику
героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определить
последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе сведений
из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.
Составление вопросов по содержанию сказки.
Николай Сладков. Веселая игра. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
произведения «Весёлая игра». Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них главного
героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл пословиц.
Литературная викторина.
Обыкновенные кроты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки.
Выполнение задания в рабочем листе. Творческое задание нарисовать комикс
(рисованный рассказ в картинках) на тему: «Обыкновенные кроты».
Эдуард Шим. Тяжкий труд. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
произведения «Тяжкий труд». Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
определить жанр произведения; выбрать изображение, подходящее для
иллюстрации героя; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы
по сказке.
Полевой хомяк. Вводное слово учителя. Чтение произведения. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: соотнести слова-характеристик с
рисунками героев; расположение в правильной последовательности событий
по произведению, формулирование и запись вопроса к сказке; работа с
пословицами.
Про бобров. ( 1 ч.) Вводное слово учителя.
Чтение произведения.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: ответить на вопросы.
Позвоночные животные (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведение
«Позвоночные животные». Выполнение задании в рабочем листе. Ответить на
вопросы.
Блок «Математическая грамотность»
Про беличьи запасы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работа с таблицами:
интерпретировать и дополнять данные; выполнять сложение и сравнение
чисел в пределах 100; объяснять графические модели при решении задач;
анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
строить ломаную линию.
13

Про беличьи запасы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные
столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнять
недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые
спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое
деление; находить периметр треугольника; строить связное речевое устное
или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
Про зайчат и зайчиху (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять количество
часов в сутках; находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления; подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
решать логические задачи по данному условию; составлять элементарную
диаграмму.
Лисьи забавы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические
вычисления; записывать краткую запись и решение задач; решать логические
задачи с помощью таблицы; анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой
диаграммы; читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в
соответствии с данными задачи.
Про крота. (1 ч.) Вводное слово учителя. Решать задачи логического
характера; решать задачи с использованием данных таблицы; решать задачи
на основе данных диаграммы; решать примеры на основе предложенной
цепочки примеров; определять цвета геометрических фигур на основе верных
высказываний.
Про ежа. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить значение выражений,
соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;
определять время с помощью скорости и расстояния; определять данные
столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в
таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; отвечать на
вопросы на основе полученных данных; определять последовательность
маршрута на основе схемы; записывать слова с помощью кода; называть
месяцы, сравнивать количество месяцев.

14

Про полевого хомяка. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить значение
выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
животного; строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; находить путь хомяка на
основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;
записывать именованные числа в порядке возрастания; строить
четырёхугольники по заданному условию.
Встреча друзей. (1ч.) Вводное слово учителя. Находить необходимую
информацию в тексте задания; понимать, что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализировать и
дополнять недостающие в таблице данные; выполнять письменное и устное
сложение чисел в пределах 1000.
Блок «Финансовая грамотность»
Беличьи деньги. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка»,
«деньги»; понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и
«копейка»; находить у монеты аверс и реверс; выполнять логические
операции: анализ, синтез и сравнение; готовить небольшое сообщение на
заданную тему.
Повреждённые и фальшивые деньги. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Правила использования поврежденных
денег; находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
находить необходимую информацию в тексте; отвечать на вопросы на основе
полученной информации.
Банковские карты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе, давать характеристику наличным деньгам; рассказывать о
дебетовой банковской карте; объяснять, что обозначают надписи на карте;
объяснять, как производить покупку в магазине; объяснять, как можно снять
деньги в банкомате с помощью карты; рассказывать о кредитной банковской
карте.
Безопасность денег на банковской карте. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Иметь представление об элементах,
расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение; находить необходимую информацию в тексте
задания; формулировать правила безопасности при использовании банковских
карт.
15

Про кредиты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Объяснять, что такое «кредит»; определять виды кредитов; понимать,
чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; определять сумму
переплаты по кредиту; определять, какой кредит наиболее выгоден банку по
срокам его оплаты; определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка
по срокам его оплаты.
Про вклады. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Давать определение вклада; называть виды вкладов: срочный вклад,
вклад до востребования; объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
объяснять, как считают банковский процент по вкладам; объяснять, почему
банки выплачивают проценты.
Ловушки для денег. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять доходы,
расходы и прибыль; отличать желаемые покупки от необходимых;
рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и профицит; рассуждать, как не тратить
напрасно деньги.
Такие разны деньги. (1ч.) Вводное слово учителя. Иметь представление о
валюте как национальной денежной единице; находить необходимую
информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; устанавливать
принадлежность денежной единицы стране; иметь представление о
банковской операции «обмен валюты».

Блок «Естественно-научная грамотность»
Про белочку и погоду. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода»,
«облачность»; объяснять, что такое «оттепель», «наст»; работать с таблицами
наблюдений за погодой; высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений; работа в парах.
Лесные сладкоежки. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Проводить несложные опыты с мёдом; определять
последовательность действий при проведении опытов; делать выводы по
результатам опытов; различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда; анализировать данные таблицы; строить логические
рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; иметь
представление о лечебных свойствах мёда.
16

Про зайчишку и овощи. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Определять по рисункам названия растений и находить среди
них овощи; выделять среди овощей корнеплоды, проводить опыт по
проращиванию моркови, определять цвет сока овощей опытным путём;
сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Лисьи норы. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Иметь представление об устройстве лисьих нор; проводить простейшие
опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать
и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
Корень-часть растения. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Называть части цветочных растений; объяснять, для чего
растению корень; доказывать, что рост растения начинается с корня; называть
виды корневых систем; называть видоизменённые корни.
Занимательные особенности яблока. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. – Объяснять, почему яблоко в месте
разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; объяснять,
почему яблоко плавает; объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко кислое; находить на срезе яблока рисунок
звезды.
Про хомяка и его запасы. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть растения,
плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснять и доказывать,
как влажность и воздух влияют на прорастание семян; объяснять и
доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют
вещества, запасённые в самих семенах; объяснять и доказывать, как влияет
наличие света на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет
температура на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет
глубина посева на прорастание семян; определять правильную
последовательность прорастания семян гороха.
Материал для плотин. (1 ч.) Вводное слово учителя. Иметь представление о
составе древесины, проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев; делать выводы по результатам
проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, что такое твёрдые
и мягкие породы деревьев.
Позвоночные животные. (1ч.) Вводное слово учителя. называть признаки
пяти групп позвоночных животных; определять название животного по
17

описанию; выбирать признаки земноводного животного; выбирать
утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на
которые нельзя найти ответы в тексте; составить описание внешнего вида
рыбы с указанием признаков этого животного; рассуждать об открытии,
сделанном на занятии.

Блок I «Читательская грамотность» - 3 класс, 34 часа
Про дождевого червяка. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять тип
текста; дополнять предложение словами из текста; определять периоды
развития дождевого червя на основе теста; объяснять, почему дождевые черви
– это настоящие сокровища, живущие под землёй; определять на основе теста
способ питания дождевых червей; находить предложение, соответствующее
рисунку; выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос
по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на
которые нет в тексте.
Кальций. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работать с кластером; дополнять
предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть
стройматериалы, содержание; выбирать утверждения, которые соответствуют
прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос
по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.
Сколько весит облако? (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять тип
текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять
предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять
вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;
определять название книг с достоверными сведениями.
Хлеб всему голова. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; записывать
пословицы о хлебе; записывать предложение, которое соответствует рисунку;
находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; рассказывать о
прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос; работать с толкованием слова;
определять порядок следования предложений; называть хлебобулочные
изделия.
18

Про мел. (1 ч.) Вводное слово учителя. Заполнять кластер о происхождении
мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова;
работать с толковым словарём; работа с толкованием слова; соединять части
предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде
вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Про мыло. (1 ч.) Вводное слово учителя. Дополнять предложение; давать
определение слова; работать с толковым словарём; соединять части
предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному
условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия
гербов.
История свечи. (1ч.) Вводное слово учителя. Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его
лексическому значению; называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в
тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части
предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на
основе прочитанного текста; называть правила безопасности при
использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведении; отвечать
на поставленный вопрос.
Магнит. (1 ч.) Вводное слово учителя. Давать определение слова; дополнять
предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение
словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о
прочитанном произведении.
Блок «Математическая грамотность»
Расходы и доходы бюджета. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять
дефицитный и профицитный бюджет; анализировать данные, представленные
на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять
вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос
задачи.
Планируем семейный бюджет. (1 ч.) Вводное слово учителя. анализировать
данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять
необходимые вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных
19

чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные
столбчатой диаграммы; выполнять умножение двузначного числа на
однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к
задаче и записывать её решение.
Подсчитываем семейный доход. (1 ч.)
Вводное слово учителя.
Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; выполнять
сложение круглых многозначных чисел; находить с помощью калькулятора
среднее арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой диаграмме; самостоятельно составлять
круговую диаграмму.
Пенсии и пособия. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные,
представленные в таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
заполнять таблицу на основе текстового материала; подсчитывать доход
семьи от детских пособий.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. (1 ч.) Вводное слово
учителя. Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с
выигрыша; подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в
лотерею; под руководством учителя с помощью калькулятора находить
процент от числа.
Подсчитываем расходы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать
данные инфографики; находить в таблице информацию, необходимую для
выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую
часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья
откладывает на непредвиденные расходы.
Расходы на обязательные платежи. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять, какие налоги должна платить семья; анализировать данные
диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать
ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять
причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять
сложение и вычитание многозначных чисел.

20

Блок «Финансовая грамотность»
Что такое «бюджет»? (1 ч.) Вводное слово учителя. Использовать
финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять,
откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои
предположения и уметь аргументировать свой ответ; уметь слушать и
слышать собеседника.
Семейный бюджет. (1 ч.) Вводное слово учителя. Объяснять значение
понятия «семейный бюджет»; понимать, как в семье появляются доходы;
делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
заполнять кластер; формулировать высказывание в устной и письменной речи
на заданную тему. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. (1 ч.) Вводное
слово учителя.
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная
плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
анализировать данные, представленные в виде графика; приводить примеры
различных профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной
платы.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия (1 ч.)
Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для
третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной
пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к
эпизодическим.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш (1 ч.)
Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое
и недвижимое имущество»; понимать, что выигрыш облагается налогом;
иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от
доходов, полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить
человек, нашедший клад; называть предметы, которые человек может
получить в наследство.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов (1 ч.) Вводное слово
учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»
21

«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы»,
«разовые расходы», определять, к какой группе относятся те или иные
расходы.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи (1ч.) Вводное
слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснять, почему
обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных
ситуаций определять вид обязательного платежа.
Как сэкономить семейные деньги? (1ч.) Вводное слово учителя. Понимать и
правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном
для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.

Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевой червь. (1ч) Вводное слово учителя. Называть части тела дождевого
червя; объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
рассказывать, чем питается дождевой червь; объяснять, почему во время
дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдать, как
дождевые черви создают плодородную почву; заполнять таблицухарактеристику на дождевого червя.
Полезный кальций. (1ч.) Вводное слово учителя. Заполнять таблицу;
дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное
меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция
для организма.
Про облака. (1ч.) Вводное слово учителя. С помощью опыта показывать
образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по
облакам.
Про хлеб и дрожжи. (1ч.) Вводное слово учителя. – Называть внешние
признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид
22

ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных
изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт,
показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт,
показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт,
доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт,
доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.
Интересное вещество- мел. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять
внешние признаки мела; доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат
кальция; определять состав мела; называть области применения мела.
Чем интересно мыло и как оно «работает». (1ч) Вводное слово учителя.
Вводное слово учителя. Называть виды мыла; исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт,
доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт,
доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные
пузыри образуются из жидкого мыла.
Про свечи. (1 ч.) Вводное слово учителя. Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему
происходит возгорание дыма.
Волшебный магнит. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать
с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие
предметы; показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать
металлические предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверь себя. (1ч.) Проверочная работа
Блок I «Читательская грамотность» - 4 класс, 34 часа
Старинная женская одежда. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять
лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему;
определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью
текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в
текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова;
приводить примеры современной женской одежды.
23

Старинные женские головные уборы. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на
вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на
вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста;
определять с помощью описания название предмета. Старинная мужская
одежда и головные уборы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять
лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по
тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в
тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с
помощью описания название предмета.
Жилище крестьянской семьи на Руси. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и
записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы
по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы
оформления избы.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. (2 ч.) Вводное
слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать
с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать
своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с
их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий
план.
История посуды на Руси. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять
лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его
название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на
вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета,
называть их; определять порядок предложений в тексте; дополнять текст по
заданному условию. Какие деньги были раньше в России. (1ч.) Вводное
слово учителя.

Определять лексическое значение слова с помощью

Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ
на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить
информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их
возрастания; указывать названия современных денег.

24

Блок «Математическая грамотность»
В бассейне. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать расписание занятий
с целью определения свой занятости; решать задачи на определение
стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более
выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать
логические задачи.
Делаем ремонт. (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта
кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для
ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них известные
размеры.
Праздничный торт. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты
выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Обустраиваем участок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Читать простой чертеж
и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек
на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Поход в кино. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Отправляемся в путешествие. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить
заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные
умения и навыки в практической жизни.
Составляем словарик по финансовой грамотности. (1 ч.) Вводное слово
учителя. Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с
изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
25

Блок «Финансовая грамотность»
Потребительская корзина (1 ч.) Вводное слово учителя. Термин
«потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
Прожиточный минимум (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и
правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный
размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных
регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума для разных категорий населения нашей страны.
Инфляция (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать
данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.
Распродажи, скидки, бонусы (2 ч.) Вводное слово учителя. Понимать
значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка»,
«бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем
больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать
навыки грамотного покупателя.
Благотворительность (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и
правильно
использовать
термины
«благотворительность»,
«благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи; объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
Страхование (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно
использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды
страхования; называть различные страховые риски.

26

Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части растения; объяснять, что
значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный
срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора – это
ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у
помидора; работать с таблицей.
Болгарский перец. (1ч.) Вводное слово учителя. Объяснять, что такое
паприка; называть части растения; рассказывать о строении плода перца;
определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать
выводы на основе полученной информации.
Картофель. (1ч.) Вводное слово учителя. – Называть части растения;
объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять,
какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять
срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля.
Баклажан. Семейство Паслёновые. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть
представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин;
называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия,
необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева
семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
Лук. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части лука; называть способы
выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
Капуста. (1 ч.) Вводное слово учителя. Называть виды капусты; отвечать на
вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту
в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной
капустой.
Горох. (1ч.) Вводное слово учителя. Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает
взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух
опытов.

27

Грибы. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части гриба; называть виды
грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки;
проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты.
Творческая работа. (1ч.) Представление творческого проекта.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».