самбо 1-4 класс 24-25

Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 20 имени Героя Советского Союза Ивана Степановича Любимого
с. Шепси муниципального образования
Туапсинский район

Рабочая программа
учебного курса «САМБО»

Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год
(1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.)
Возрастная категория: от 7 до 10 лет
Форма обучения: очная

Автор – составитель:
Батова Антонина Николаевна,
учитель физической культуры.

с. Шепси 2024 г.
1

1. Результаты освоения курс Самбо
Результаты освоения курса Самбо включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся
смогут приобрести в результате освоения общеобразовательных программ по физической культуре на основе Самбо и
программ дополнительного образования по Самбо.
Предметные - характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в
здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса
к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения,
освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением
правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную
помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий ,
физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта,
умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Метапредметные характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении
накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты
отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному
человеку. Это:
•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета “Физическая культура”.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
•

•
•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•

•

•

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

2. Содержание курс Самбо с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса. Данный курс предусматривает:
1. Вводное занятие Теория: История и развитие самбо в России, правила безопасности при проведении тренировок,
гигиенические требования, доведение плана на год. Техника безопасности на занятиях. Соблюдение формы одежды.
Тест по технике безопасности. Беседы по патриотическому воспитанию:
1. Выдающиеся спортсмены России
2. Успехи российских борцов на международной арене
3. Устремлённость к спортивным достижениям во имя Родины.
4. Россия – великая спортивная держава.
Тема 2: Простейшие акробатические элементы Теория: Знакомство с простейшими акробатическими элементами:
кувырок вперёд, кувырок назад, кувырок через плечо, кувырок через препятствие в длину и в высоту, кульбит,
колесо, ходьба на руках. Практика: Выполнение акробатических элементов: кувырки, подстраховка.
Тема 3: Техника самостраховки Теория: Изучение техники самостраховки. Падение вперёд. Падение назад.
Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра, стоящего на коленях и предплечьях. Падение вперёд, падение
назад и на бок через партнёра, стоящего на и четвереньках. Падение на спину и на бок, кувырком вперёд, держась за
руку партнёра. Перекат через плечо. Практика: Отработка приёмов самостраховки. Выполнение падений и перекатов.
Работа в спарринге.
Тема 4: Техника борьбы в стойке Теория: Изучение техники борьбы в стойке. Захваты. Выведение из равновесия.
Передвижения. Броски: задняя подножка, передняя подножка, подсечка, задняя подножка с захватом ноги снаружи,
бросок через бедро. Практика: Отработка техники борьбы в стойке. Выполнение бросков и захватов. Отработка
навыка выведения противника из равновесия.
Тема 5: Техника борьбы лёжа Теория: Изучение техники борьбы лёжа. Перевороты. Удержания. Болевые приёмы:
Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку, рычаг локтя с захватом руки между ногами, узел ногой от удержания
сбоку, ущемление ахиллесова сухожилия. Практика: отработка техники борьбы лёжа, работа в парах на удержание.
Тема 6: Простейшие способы самозащиты от захватов и обхватов Теория: Простейшие способы защиты от захватов и
обхватов. Изучение болевых точек. Практика: Отработка способов защиты от захватов и обхватов. Освобождение от
захватов за руки, за одежду. Освобождение от обхватов туловища спереди и сзади. Расслабляющие удары в болевые

точки. Зачётные упражнения.
Тема 7: Подвижные спортивные игры, эстафеты Практика: Подвижные спортивные игры, эстафеты. Футбол.
Баскетбол. Эстафеты с применением баскетбольного, набивного мячей, с элементами акробатики.
Тема 8: Итоговое занятие Теория: Итоги года. Обсуждение результатов: удачи и неудачи.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Обще-подготовительные упражнения.
Строевые упражнения. Строевые приемы.
-Выполнение команд
-Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.
-Понятия: "строевая стойка", "стойка ноги врозь", "основная стойка", "интервал", "дистанция".
-Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две, три, четыре).
-Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из шеренги в колонну захождением
отделений плечом.
-Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение бегом. Перемена направления фронта
захождением плечом. Движение в обход, по диагонали, противоходом, змейкой, по кругу.
-Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от середины (вправо, влево.
-Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы, бега, прыжков. Общеразвивающие
упражнения.
-Упражнения для мышц и суставов туловища и шеи.
-Упражнения для мышц и суставов рук и ног.
-Упражнения с отягощением весом собственного тела для воспитания физических качеств: силы, гибкости,
быстроты, ловкости, выносливости. Стретчинг. Анатомические и физиологические особенности стретчинга.
Ознакомление с зонами растяжения. Использование различных упражнений стретчинга для увеличения подвижности
в суставах, предотвращения травм. Упражнения с партнером.
-Упражнения в различных положениях: в стойке, в партере, лежа, на мосту и др. –
Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты, приседания, ходьба, бег, переползание,
отжимание в упоре лежа, отжимание лежа на спине, в положении на "борцовском мосту".
-Упражнения с сопротивлением партнера: в положении стоя, в положении сидя, в положении лежа на спине, в
положении лежа на животе.
-Упражнения для развития гибкости, силы с помощью партнера.

-Упражнения в положении на "борцовском мосту"
-Упражнения на гимнастической стенке.
-Упражнения с гимнастической палкой.
-Упражнения с мячом (набивным, теннисным и др.). Общеподготовительные упражнения для ОФП.
-Упражнения с самбистским поясом (скакалкой).
-Прыжки с продвижением вперед и назад, влево и вправо - с подскоками и без подскоков, вращая скакалку вперед
или назад. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед: по кругу, по восьмерке, по гимнастической скамейке
или бревну. Продвижение вперед прыжками на одной ноге с горизонтальным вращением скакалки. Галоп с
продвижением вперед, влево, вправо и вращением скакалки вперед и назад.
-Упражнения с партнером и в группе.
-Акробатика. Особенности обучения и совершенствование элементов акробатики и акробатических прыжков в
условиях зала борьбы.
-Стойки -"Седы": ноги вместе, ноги врозь, углом, согнув ноги, в группировке, на пятках.
- Упоры: присев; присев на правой, левую в сторону на носок; стоя; лежа; лежа на согнутых руках; лежа сзади;
лежа сзади, согнув ноги; лежа правым боком; на коленях.
-Перекаты: вперед, назад, влево (вправо)
-Прыжки: прогибаясь, ноги врозь, согнув ноги.
-Кувырки: в группировке - вперед, назад; согнувшись - вперед, назад; назад перекатом; назад через стойку на
руках; вперед прыжком (длинный); кувырок-полет.
-Осуществление страховки преподавателем при проведении занятий самбо в зале Специально-подготовительные
упражнения для защиты от бросков (самостраховки).
Классификация падений самбиста по способу приземления или по частям тела, которые раньше всего
соприкасаются с ковром (на руки, ноги, туловище, голову), по направлению движения падающего (вперед, назад, в
сторону), по сложности и трудности выполнения (прямое, вращательное движение, высота полета, перекатом,
прыжком, с партнером или без него). Падение с опорой на руки. Падение с опорой на ноги. Падение с приземлением
на колени: Падение с приземлением на туловище. Падение на спину. Падение на живот. Специальноподготовительные упражнения для бросков. Упражнения для выведения из равновесия. Упражнения для бросков
захватом ног (ноги). Упражнения для подножек. Упражнения для подсечки. Упражнения для зацепов. Упражнения
для бросков через спину. Упражнения для бросков прогибом Специально-подготовительные упражнения для
технических действий в положении лежа. Упражнения для удержаний. Для ухода от удержаний. Из положения лежа

3. Результаты освоения курса

Личностные результаты
Метапредметные результаты
1) формирование первоначальных представлений о значении освоенных двигательных умениях и навыках для
физического, социального и психологического здоровья, о их позитивном влиянии на физическое, интеллектуальное,
эмоциональное и социальное развитие человека;
2) о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации.
В области познавательной культуры: – владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма; − способах профилактики заболеваний средствами физической культуры,
в частности самбо.
В области нравственной культуры: − способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в самбо; −
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и
спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим,
самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры: − умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и соревнованиям.
В области эстетической культуры: − умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах
движения и передвижений; − умение передвигаться и выполнять сложные координационные движения красиво, легко
и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: − владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
В области физической культуры: − владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений
(ходьба, бег, прыжки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; − владение
навыками выполнения разнообразных физических упражнений системы упражнений самбо, а также применения их в
игровой и соревновательной деятельности; − умение максимально проявлять физические способности при
выполнении тестовых заданий по разделам программы.

4. Тематическое планирование
№

Разделы и темы

1 класс

1

Техника безопасности в спортивном зале

2

2

История самбо. Самбо как вид единоборства.

3

2 класс

3 класс

4 класс

2

1

1

3

2

3

2

10

10

8

8

4

Развитие и совершенствование простых
двигательных качеств
Развитие основных физических качеств

5

4

4

5

5

Простейшие акробатические элементы

5

5

4

5

6

Техника самостраховки

5

5

6

5

7

Техника борьбы лёжа

0

1

2

3

8

Техника борьбы в стойке

0

1

3

3

9

Контрольное тестирование

3

4

3

2

10

ИТОГО

33

34

34

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».