МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Администрация муниципального образования Туапсинского округа
МБОУ СОШ № 20 им. И.С.Любимова с.Шепси
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9177540)
«Кубановедение»
для обучающихся 1-4 классов
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего
образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических
событий;
- воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе
исследовательской , проектной деятельности: идентификация себя как гражданина,
бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в
самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных
знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о
литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта
переживания к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к
историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье,
т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает
первое практическое применение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования
своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в
обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта
нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется
постепенно, путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического
построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением
уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной деятельности предполагается ориентация на
достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны
отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родмну, российский народ, историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой народ в
его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с
исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.1. Гражданское воспитание и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, выполнение экспериментов, создание учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активной
гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения
знаний и повышения способности.
1.2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
ценностного отношения к отечественному культурному наследию, понимания значения
музыкальной культуры в жизни современного общества; целостного мировоззрения,
российской идентичности, уважения к традициям, принятым в семье и обществе духовнонравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному наследию и
стремления к его сохранению и развитию.
1.3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери,
учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; ответственности и выбора,
принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания.
Приобщение
детей к
культурному
наследию
для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым
произведениям искусства и отношения к
произведениям искусства и
культуры, ценностного отношения на проводимые мероприятия, направленные на
популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных
ценностей.
1.4.
1.5. Популяризация знаний среди детей (Ценности познания):
получение новых знаний по предмету, информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и
познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности. К осознанному выбору направленности и уровню
обучения в дальнейшем.
1.6. Физическое развитие и культура здоровья:
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни.
1.7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
интереса к изучению, умения работать совместно с другими.
1.8. Экологическое воспитание:
экологически целесообразного отношения к природе как к источнику жизни на Земле,
основе еѐ существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью.
Становления экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
формирования у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и
охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов
и разумное взаимодействие с ними.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
_ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом
(эс
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными,
познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины
и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии
с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификация по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение,
запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
• составлять рассказы о своей семье;
• создать родословную своей семьи;
• узнает о происхождении своего
• создать энциклопедию имѐн учащихся, родителей
имени;
• дополнить правила поведения в школе;
• соблюдать семейные традиции,
• создать правила поведения в классе;
праздники
• встретиться с интересными людьми;
• уважать и соблюдать традиции
школы;
• играм на сплочение коллектива
• правилам поведения в школе;
• создать
истории
• уважать
и гордиться
знаменитыми выпускниками
гимназии;
• встретиться с интересными людьми,
проживающими
• особенностям школьной дружбы,
совместным играм
• узнает об истории родного города,
• узнает
города,
названия;
о происхождении
об истории
альбом,
посвящѐнный
родного города
его
• узнает об истории названии улиц
города Краснодара;
в родном городе;
• познакомиться
труда
• уважать и соблюдать традиции
города Краснодара;
с
и
особенностями
быта горожан
• заботиться о братьях наших меньших;
• узнавать и ценить
• бережно относиться к природе;
достопримечательности города;
• познакомиться с Красной книгой Кубани;
• ценить и уважать труд горожан
• любить и ценить красоту природы
родной местности;
• узнавать растения, произрастающие
на территории Кубани;
• ориентироваться в многообразие растительного
и животного мира Кубани;
• правилам поведения в лесу и у открытого
водоѐма;
• правилам сбора
• узнавать животных, обитающих в лекарственных трав;
Краснодарском крае;
• различать особенности времѐн года
и погоды своей местности;
• распознавать
явления
погодные аномалии;
• распознавать
природы,
природные
Кубани;
съедобных
грибов
и
растений
и
• составлять гербарий;
• составлять
животных края;
мини-энциклопедию
• побывать на экскурсиях по краю, в
заповедниках, в местах с различным рельефом, в разных
зоны природных зонах края.
• различать почвы Краснодарского
• составлять рассказы о городах и сѐлах края;
края, узнает о их влиянии на жизнь
• побывать на экскурсиях в различных
животных и растений, о защите почв в муниципальных образованиях края;
Краснодарском крае;
• встретиться с представителями власти
• распознавать рельеф Кубани;
• различать водоѐмы края;
• узнает о полезных ископаемых края
• разучить гимн Кубани и города
пользоваться
тивной
Краснодарского края;
администра
картой
• узнает об органах законодательной
и исполнительной власти, об органах
местного самоуправления; о губернаторе
края
• различать символы Краснодарского
края и города Краснодара
• читать
и анализировать
произведения Кубанских писателей,
поэтов, композиторов, художников;
• различать ремѐсла и промыслы
народов Кубани;
• различать
народного
• познакомиться с историей создания герба,
флага, гимна края и города;
жанры
устного
творчества Кубани;
• познакомиться
с
произведениями
• встретиться с выдающимися деятелями
культуры Кубани, яркими историческими личностями;
• посетить
музеи, театры,
концертные
кинотеатры,
Куба
• узнает
о
наиболее
ярких
залы
Краснодара;
событиях
истории, общественной, спортивной и культурн
• составлять
рассказы
возникновения ремѐсел;
об
истории
• создавать творческие работы, проекты по
данной теме;
• составлять отзывы о прочитанных
произведениях;
• инсценировать различные произведения
Кубанских авторов и произведения устного народного
творчества.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О
преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год
обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
1 класс (30 часов)
Введение( 1 час)
Мой родной край
Раздел 1. «Я и моя семья» (6 часов).
. Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и
увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей»
Раздел 2. «Я и моя школа» (5 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила
школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи»
Раздел 3. «Я и мои родные места» (7 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила
поведения в общественном транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих
родных. Исследовательский проект «Какой я житель»
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики,
художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша
школа.
Воскресная
школа.
Светские
и
православные
традиции
школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение» (1 час).
Символика района (города), в котором я живу
Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1 : «Уж небо осенью
дышало». Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоемы
моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Растительный мир моей
местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных
растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников
природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
Раздел 2. «Населенные пункты» (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима
снежная была» . Мой родной город. Улицы моего города. История образования города
(района). Глава города (района). Населенные пункты Краснодарского края.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свое время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (11 часов).
Казачья станица. Религиозные праздники моих земляков. Особенности казачьего быта.
Уклад кубанской семьи. Ремесла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой
исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам
летит». Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Творческий проект «Труд в моей
семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй
лето!».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать
за други своя".
3 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Изучаем родной край.
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоѐмы Краснодарского края. Растительный и животный мир
Кубани. Кубань — территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в
мире краше Родины нашей»
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на
карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края:
история и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица республики Адыгея. Без
прошлого нет настоящего (исследовательский проект).
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоѐ имя, имена в твоей семье. Из истории
кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки – труженики. Кубанские
умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет перевод
(проектная работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг
материнства.
4 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Мой край на карте России.
Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (9 часов)
Природные
зоны
края.
Заповедники,
заказники,
школьные
лесничества,
расположенные на территории края. Роль водоемов в природе и жизни человека.
Использование и охрана водоѐмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные
ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края
для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (12 часов).
Как изучают историю на Кубани: исторические источники. Вещественные источники.
История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. Екатеринодар - Краснодар.
Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом.
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени
Е.Д.Фелицина. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и
настоящем. Народные ремесла и промыслы на Кубани. Письменные исторические
источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках.
Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и
районов. Устная история родного края . Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.
Земля отцов - моя земля (проектная работа).
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки –
гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на
добрые дела (проектная работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Библия. Библиотеки.Культурное наследие Кубани.Музеи – хранители материальной и
духовной культуры.
Перечень экскурсий и проектных работ
№
п\п
Экскурсии
Проектные работы
1 класс
1.
Достопримечательности моего
города (села, станицы)
2 класс
1.
Формы поверхности земли
Профессии моих земляков
2.
Водоѐмы моей местности и их
обитатели
Улицы моего населѐнного пункта
3.
Профессии моих земляков
3 класс
1.
Красота окружающего мира
Нет в мире краше Родины нашей
2.
Кубанские умельцы
Без прошлого нет настоящего
3.
Святые источники Кубани.
Казачьему роду нет переводу
4 класс
1.
История Кубани в архитектуре
Береги землю родимую, как мать любимую
2.
Обычаи и праздники народов,
живущих на Кубани
Земля отцов – моя земля
3.
Экскурсия в музей
Жизнь дана на добрые дела
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В рабочей программе произведено уменьшение количества часов (со 135 ч до 132 ч)
в соответствии с учебным планом школы, а также в связи с требованиями СанПиН
2.4.2.2821-10 и на основании письма ДОН № 07-903 от 04.09.2004 г. «Об особенностях
организации
обучения первоклассников».
Прохождение
учебной
программы
осуществляется за счет уплотнения учебного материала.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ № 3 им.А.Верещагиной
г.Туапсе предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объѐм
учебного времени составляет 132 часа (1 класс – 30 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4
класс – 34 ч).
Таблица тематического распределения количества часов
Количество часов
№ п/п
Разделы, темы
Примерная
программа
Рабочая программа по классам
Рабочая
программа
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1.
Введение
4
4
1
1
1
1
2.
Я и моя семья
7
6
6
-
-
-
3.
Я и моя школа
6
5
5
-
-
-
4.
Я и мои родные
места
8
7
7
-
-
-
5.
Я и природа
вокруг меня
7
7
7
-
-
-
6.
Природа моей
местности
12
12
-
-
-
12
7.
Населенные
пункты
6
6
-
8.
Труд и быт моих
земляков
11
11
-
9.
Нет в мире
краше Родины
нашей
10
9
-
10.
Без прошлого
нет настоящего
9
9
11.
Казачьему роду
нет переводу
10
11
12.
Береги землю
родимую, как
мать любимую
9
9
13.
Земля отцов- моя
земля
12
14.
Жизнь дана на
добрые дела
15.
Духовные
истоки Кубани
Итого:
6
-
-
-
-
-
9
-
-
-
9
-
-
-
11
-
-
-
-
9
12
-
-
-
12
8
8
-
-
-
8
-
16
4
4
4
4
119
132
30
34
34
34
11
1 КЛАСС
Раздел
Колво
Темы
Кол-во
часов
часов
Введение
1
Мой родной край
1
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)
Объяснять,
что
изучает
кубановедение.
Основные
направления
воспитательной
деятельности*
1,2,3,4
Характеризовать понятие «малая родина».
Называть край, район, в котором проживает.
1
Будем знакомы! Кто я?
Какой я?
Любимые занятия
Я и моя
семья
Называть свое имя (полное , сокращенное, 1,2,3,4
уменьшительно-ласкательное), называть имена
родных, одноклассников. Описывать свой
характер, рассказывать о своей мечте.
Анализировать способы разгадывания ребусов.
Составлять ребус своего имени одним из
способов.
6
Любимые занятия
1
Составлять рассказ о своем любимом занятии, 1,2,3,4
иллюстрировать
рассказ
рисунком,
фотографией, видеозаписями. Рассказывать о
своем
участив
коллективных
занятиях,
анализировать правила взаимодействия во
время этих занятий.
1
Моя семья
Составлять рассказ о своей семье, называть еѐ
членов, описывать их. Изображать свою семью.
Рассказывать о любимых совместных занятиях,
1,2,3,4
семейных играх.
Обязанности и увлечения в
нашей семье
1
Характеризовать понятия «обязанность» и
1,2,3,4
«увлечение». Перечислять домашние
обязанности членов семьи. Рассказывать о
домашней работе, которую умеют выполнять.
Демонстрировать умение пользоваться
различными инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей семье
Семейные традиции.
Праздники, которые мы
отмечаем вместе.
1
Характеризовать понятие «традиция».
1,2,3,4
Сопоставлять семейные традиции с временами
года. Рассказывать о любимом семейном
празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком,
фотографией. Сопоставлять и сравнивать
традиции празднования одного и того же
праздника в разных семьях.
Будем жить одной семьѐй
(творческий проект)
1
Участвовать в коллективном проекте.
Рассказывать о своей работе, анализировать
качество выполнения действий. Описывать
1,2,3,4
коллективный проект, оценивать участие
каждого.
Наша школа. Правила
поведения в школе
1
Рассказывать о своей школе. Называть отличия
различных видов школ (спортивной,
музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о
школьных принадлежностях, классифицировать
их, анализировать способы бережного
отношения к ним. Анализировать своѐ
поведение и других детей в школе,
сопоставлять с нормами. Составлять правила
1,2,3,4
Я и моя
школа
поведения во время экскурсии по школе.
5
Знакомство со школой.
Традиции нашей школы
1
Ходить на экскурсию вместе с
1,2,3,4
одноклассниками. По результатам экскурсии
записывать адрес школы, отмечать различные
кабинеты и помещения, объяснять их
предназначения. Обсуждать с одноклассниками
и изображать символическое обозначение
своего кабинета. Анализировать своѐ поведение
во время экскурсии. Слушать рассказ об
истории школы, еѐ традициях.
Школьные поручения и
обязанности. Мой режим дня.
1
Характеризовать понятие «поручение».
Анализировать деятельность в ходе выполнения
школьных поручений. Оценивать свои
возможности и обосновывать свое желание
1,2,3,4
выполнять то или иное поручение.
Анализировать учебное и свободное время.
Составлять режим дня, сопоставлять свой режим
с нормами здорового образа жизни.
Мои одноклассники.
Правила школьной
дружбы.
1
Называть имена своих одноклассников.
Характеризовать общие интересы, совместные
занятия. Обсуждать с одноклассниками правила
школьной дружбы Анализировать свое
1,2,3,4
поведение в соответствии с этими правилами.
Мы такие разные, но так
похожи (творческий проект)
1
Объединяться в группы, руководствуясь
общими интересами. Участвовать в групповом
проекте. Определять свою часть работы.
1,2,3,4
Анализировать качество еѐ выполнения.
Главный город
1
Краснодарского края.
Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о
своих впечатлениях с опорой на фотографии,
1,2,3,4
картины, рисунки
Достопримечательности
Я и мои
родные
места
1
Характеризовать
1,2,3,4
понятие«достопримечательность» Рассказывать
об известных достопримечательностях
7
Краснодарского края и своего района. Описывать
места отдыха своей семьи. Участвовать в
составлении плана рассказа
«Достопримечательности города Туапсе»
Мой адрес. Улица, на которой я
живу.
1
Правила поведения в
общественных местах, на
улицах, в транспорте.
1
Называть свой адрес. Описывать свою улицу,
1,2,3,4
опираясь на наблюдение, иллюстративный
материал.
Анализировать опасности, подстерегающие на
улице. Проговаривать правила поведения
пешехода. Описывать знаки дорожного
движения. Классифицировать различные виды
транспорта. , описывать их.
1,2,3,4
Правила поведения в
1
общественных местах, на
улицах, в транспорте.
Анализировать правила поведения в
1,2,3,4
общественном транспорте. Сопоставлять свое
поведение с нормами. Обсуждать правила
перехода через дорогу в зависимости от вида
Экскурсия.
транспорта. Составлять план безопасного
движения из дома в школу и обратно.
Труд жителей моего
1
населенного пункта. Труд моих
родных.
Описывать труд людей разных профессий.
Называть профессии своих родных,
1,2,3,4
рассказывать об особенностях их деятельности.
Слушать рассказы представителей различных
профессий. Характеризовать понятия
«индивидуальный» и «коллективный» труд.
Обсуждать с одноклассниками ему бережного
отношения к труду других людей.
Исследовательский проект
1
«Какой я житель»
Участвовать в групповом проекте. Отвечать на
вопросы о своем населенном пункте
1,2,3,4
(достопримечательности, памятные места,
парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на
улице, в общественных местах, в транспорте.
Анализировать работу каждого участника
группы в соответствии с поставленной целью.
Растения и животные вокруг
меня.
Что где растѐт, кто где живет.
Экскурсия.
1
Наблюдать во время экскурсии за погодой,
растительным и животным миром. Составлять
рассказ об увиденном.
1,2,3,4
Растения и животные вокруг
меня.
1
Что где растѐт, кто где живет
Я и природа
вокруг меня
Анализировать правила поведения во время
экскурсии на природу. Сопоставить своѐ
1,2,3,4
поведение с нормами. Называть животных
своей местности. Составлять сообщение об
7
одном из них, иллюстрировать повествование
рисунками, фотографиями. Рассказывать об
окружающих растениях. Классифицировать их.
Забота о комнатных
растениях и о домашних
1
животных
Анализировать способы заботливого отношения
к комнатным растениям и домашним
1,2,3,4
животным. Наблюдать за деятельностью
ветеринара или слушать рассказ о его
деятельности.
Красота природы моей
местности.
1
Анализировать различные способы описания
красоты природы родного края. Сопоставлять
свои впечатления, мысли, чувства с мыслями
других людей.
1,2,3,4
Поэты, писатели,
1
Анализировать произведения художников,
поэтов и писателей, воспевающих красоту
природы.
1,2,3,4
1
Выбирать для описания (рисования,
фотоизобра-жения и др.) объект природы.
1,2,3,4
художники о красоте родного
края.
Творческая мастерская
«Милый сердцу уголок»
Анализировать его достоинства.
Творческая мастерская
«Милый сердцу уголок».
Представление работ
1
Использовать средства выразительности речи и
пр. для передачи своего отношения к данному
объекту.
1,2,3,4
Семья. Родители.
1
Выполнять заповеди о семейных ценностях
"Почитай отца и матерь твою...". Высказывать
своѐ мнение о том, какой должна быть семья.
1,2,3,4
1
Характеризовать значение слова
1,2,3,4
Родительская любовь и
благословение.
Духовные
истоки
Кубани
4
Традиции казачьей семьи
"благословение". Понятие "традиция".
Рассказывать о православных традициях в
казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи.
Казачка – мать, хранительница домашнего
очага.
Наша школа. Воскресная
школа. Светские и
православные традиции
1
Характеризовать традиции воскресной и
светской школы.
1,2,3,4
1
Собирать материал на основе бесед с родными о
духовных святынях. Приводить примеры
Святых мест Кубани.
1,2,3,4
школы.
Достопримечательности.
Духовные святыни моей
малой Родины
2 класс
Раздел
Кол-
Темы
во
Кол-во
Основные виды деятельности обучающихся
Основные
часов
(на уровне универсальных учебных действий)
направления
часов
воспитательной
деятельности*
Введение
1
Символика района
(города), в котором я
живу.
1
Осознавать духовно-нравственный смысл
понятия «малая родина». Характеризовать
понятия «гимн», «герб», «флаг». Анализировать
символику района. Изображать флаг и герб
1,2,3,4
своего района (или сделать аппликацию).
Демонстрировать знание правил поведения во
время слушания гимна.
Времена года на Кубани.
1
Анализировать сезонные изменения в природе и
жизни человека. Перечислять дары осени,
1,2,3,4
классифицировать их и описывать.
Анализировать картины художников, составлять
натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.
Годовой
Природа
моей
местности
12
исследовательский проект
сезонных изменений.
Часть 1 :
«Уж небо осенью
дышало» Формы
земной поверхности
моей местности.
1
Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии. Анализировать
задания экскурсионного листа. Фиксировать свои
наблюдения, сопоставлять с наблюдениями
одноклассников. Характеризовать понятия:
горная и равнинная часть Краснодарского края,
физическая карта Краснодарского края, условные
обозначения.
1,2,3,4
Водоемы
моей
местности и их
обитатели.
1
Перечислять названия известных водоемов,
описывать занятия людей у водоемов. Описывать
Черное и Азовское моря, сравнивать их основные
характеристики. Показывать моря на карте.
1,2,3,4
Узнавать по описанию реку Кубань, находить и
называть города, расположенные на ее берегах.
Называть водоемы своей местности, составлять о
них рассказ по плану. Анализировать правила
поведения у водоемов.
Растительный мир
1
Перечислять названия растений своей местности.
Классифицировать растения на группы.
1,2,3,4
1
Характеризовать культурные и дикорастущие
растения . Описывать растения различными
способами (научное описание, художественно-
1,2,3,4
моей местности.
Растительный мир моей
местности.
Закрепление.
Лекарственные
поэтическое)
1
растения. Правила
правила их сбора. Описывать способы
применения лекарственных растений.
растений.
1
Характеризовать понятие «ядовитые растения».
Определять их основные признаки. Перечислять
действия при оказании первой помощи при
отравлении растениями.
1,2,3,4
1
Перечислять название животных своей
местности. Классифицировать их. Составлять
1,2,3,4
отравлении ядовитыми
растениями.
Животный мир моей
местности.
1,2,3,4
растения». Перечислять лекарственные растения,
произрастающие на Кубани, анализировать
сбора и использование
лекарственных
Ядовитые растения.
Первая помощь при
Характеризовать понятие «лекарственные
рассказы о диких и домашних животных, искать
Животный мир моей
местности.
1
Закрепление.
в энциклопедической литературе необходимые
сведения о них. Анализировать внешний вид и
повадки животных, опираясь на художественные
произведения , картины художников,
скульптурные произведения. Составлять рассказ
о своем любимом животном, иллюстрируя
1,2,3,4
рисунком или фотографией.
1
Красная книга
Знать названия некоторых растений и животных,
занесенных в Красную книгу Краснодарского
1,2,3,4
края. Слушать рассказ учителя об исчезающих
животных и растениях своего района. Составлять
сообщение об одном из них, иллюстрируя
Краснодарского края.
рассказ фотографиями и рисунками
Правила защитников
природы.
1
Анализировать с одноклассниками правила
защитников природы. Рисовать (делать
аппликации, фотографии) условные обозначения
к данным правилам в виде запрещающих и
1,2,3,4
разрешающих знаков. Понимать важность
размещения таких знаков в различных
общественных местах.
Растения и животные в
природе и жизни
1
Планировать и выполнять индивидуальный
проект. Анализировать значение растений и
животных в жизни человека. Создавать рекламу
людей
(исследовательский
проект).
какому-либо изделию или продукту.
1,2,3,4
Населенные
пункты
6
Улицы моего города.
Экскурсия.
1
Фиксировать наблюдения за погодными
условиями. Перечислять признаки зимы,
описывать особенности зимы в Краснодарском
крае. Анализировать зимние занятия земляков.
Изучать произведения художников, писателей о
зиме. Называть улицы своего населенного
пункта, главную улицу. Классифицировать
1,2,3,4
Годовой
1
названия по различным признакам. Называть
1,2,3,4
исследовательский проект
сезонных изменений.
Часть 2:
фамилии людей, в честь которых названы улицы
Рассказывать об одном из них. Соотносить
«Зимушка-зима, зима
различные учреждения (образовательные,
спортивные, культурные) с их местом
снежная была». Улицы
моего города.
расположения. Выстраивать вместе с учителем
маршруты по улицам своего населенного пункта.
История образования
города (района). Глава
города (района).
1
Слушать рассказ об истории образования своего
района, фиксировать дату образования,
связанные с этим события. Называть главу
1,2,3,4
(города) района, описывать его деятельность.
Населенные пункты
Краснодарского края.
1
Характеризовать типы населенных пунктов:
1,2,3,4
«район», «город», «станица», «село». «хутор»,
«аул». Классифицировать населенные пункты
своего района. Находить различные типы
населенных пунктов на арте своего района,
называть их.
Где я могу проводить
свободное время
(исследовательский
проект)
1
Участвовать в групповом проекте, выбрав группу
по схожим интересам. Описывать место
свободного времяпрепровождения. Режим
работы, направленность.
1,2,3,4
Где я могу проводить
1
1,2,3,4
свободное время
(исследовательский
проект) Защита.
Казачья станица.
Религиозные праздники
моих земляков.
1
Характеризовать понятия «станица», «хата».
1
Перечислять материалы для строительства хат на
Кубани, объяснить их выбор. Составлять рассказ
о строительстве турлучных и саманных хат.
1,2,3,4
Называть храмы, культовые сооружения
религиозных конфессий своей местности.
Перечислять календарные православные
праздники, составлять рассказ об одном из них.
Труд и быт
моих земляков
11
Особенности казачьего
быта. Экскурсия в музей.
1
Особенности казачьего
быта.
1
Уклад кубанской семьи.
1
Перечислять и описывать предметы казачьего
быта. Оценивать духовно-нравственный смысл
понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять
народную песню. Составлять рецепт блюда
кубанской кухни.
1,2,3,4
Характеризовать понятие «кубанская семья».
Рассказывать о еѐ традициях и укладе.
1,2,3,4
1,2,3,4
Составлять рассказ о своей семье по плану,
иллюстрируя рисунком или фотографией.
Ремесла на Кубани.
1
Перечислять ремѐсла, распространенные в своей
местности. Составлять рассказ об одном из
предметов быта, выполненном кубанскими
мастерами.
1,2,3,4
Труженики родной земли.
1
Описывать виды деятельности жителей своего
района. Перечислять основные виды
1,2,3,4
производства, профессии земляков,
характеризовать их деятельность. Перечислять
знаменитых земляков. Определять понятие
«Доска почета»
Годовой
1
исследовательский проект
сезонных изменений.
Часть 3:
Фиксировать наблюдения за погодными
условиями. Перечислять признаки весны,
описывать особенности весны в Краснодарском
1,2,3,4
крае. Анализировать задания экскурсионного
листа. Фиксировать свои наблюдения,
«Ласточка с весною в сени
к нам летит» Профессии и
место работы членов
семьи.
сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
Перечислять предприятия, на которых побывал
во время экскурсии, профессии людей,
работающих на этих предприятиях, описывать
деятельность одного из них. Анализировать
занятия земляков весной. Изучать произведения
художников, писателей о весне.
Мои земляки в годы
Великой Отечественной
войны.
1
Слушать рассказы о Великой Отечественной
войне. Планировать беседу с родными и
близкими.
1,2,3,4
Семья и семейные
традиции.
1
Рассказывать о своей семье, используя план.
Анализировать пословицы о семье. Выбирать
стихотворения кубанских поэтов о семье.
1,2,3,4
Труд в моей семье (
творческий проект).
1
Выполнять индивидуальный проект.
1,2,3,4
Планировать свои действия, выполнять по плану,
корректировать, анализировать и оценивать
полученные результаты
Годовой
1
исследовательский проект
сезонных изменений.
Часть 4:
«Здравствуй лето!»
Духовные
истоки Кубани
4
Родная земля. Родина.
Поклонные кресты.
Анализировать изученные темы, перечислять
темы, особо заинтересовавшие, а так же те,
которые вызвали затруднение. Ставить цели
изучения кубановедения на следующий учебный
год. Планировать самостоятельную экскурсию,
1,2,3,4
анализируя экскурсионный лист
1
Уметь объяснять понятие "Родина", "малая
Родина", что такое поклонный крест. Находить
информацию о традициях установления
1,2,3,4
поклонных крестов на Кубани.
Духовные родники жизни.
Религиозные традиции
моих
1
Находить информацию об источниках духовного
становления человека: храм, семья, книги,
1,2,3,4
традиции и др.
земляков
Красный угол. Икона.
1
Рассказывать о том, что такое «красный угол».
Подготавливать сообщения о почитаемых
1,2,3,4
иконах в православных кубанских семьях и
историях написания семейных икон.
"Нет больше той любви,
чем жизнь
отдать за други своя».
1
Высказываться на тему: «Защита Родины священный долг. Подвиг во имя жизни других
людей».
Знакомиться в ходе общения о Святых
заступниках Руси.
1,2,3,4
3 класс
Раздел
Введение
Колво
часов
1
Темы
Изучаем
край.
Кол-во
часов
родной
Рельеф
Основные
виды
обучающихся
(на
уровне
учебных действий)
деятельности
Основные
универсальных направления
воспитательной
деятельности*
1
Знать название своего края. Рассказывать о том, что 1,2,3,5,8
было изучено Знакомиться с учебным пособием, с
условными обозначениями. Составлять вопросы для
викторины.
1
Характеризовать рельеф Краснодарского края 1,2,3,5,8
(возвышенности, низменности, равнины, горы).
Показывать на карте горную и равнинную части
Краснодарского края.
Краснодарского края
Природные явления и 1
стихийные
бедствия.
Правила
безопасного
поведения.
Нет в мире
краше
Родины
нашей
10
Перечислять и характеризовать природные явления, 1,2,3,5,8
характерные для Краснодарского края (дождь,
ветер, снег, туман, гололѐд). Описывать одно из
них. Составлять календарь народных примет.
Перечислять и характеризовать стихийные бедствия
(землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора).
Обсуждать безопасное поведение во время
стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы
земляков с последствиями стихийных бедствий.
Водоемы
Краснодарского края.
1
Перечислять водоемы (моря, реки, озѐра, плавни, 1,2,3,5,8
лиманы) Краснодарского края, показывать их на
карте. Классифицировать водоемы (солѐные и
Водоемы
1
Краснодарского края.
Закрепление.
Растительный мир и
животный Кубани.
1
Растительный
Кубани.
1
мир
пресные). Составлять рассказ об одном из них с 1,2,3,5,8
опорой на план.
Описывать растительный и животный мир с опорой 1,2,3,5,8
на карты-схемы. Сравнивать растительный и
животный мир равнинной и горной частей
Краснодарского края. Характеризовать понятия
1,2,3,5,8
«Культурное
растение»,
классифицировать
культурные растения. Составлять рассказ об одном
из них. Называть грибы, распространенные на
территории Краснодарского края. Рассказывать о
правилах сбора.
Кубань – территория 1
здоровья.
Курорты
Краснодарского
края.
Спорт, туризм.
Перечислять
и
характеризовать
курорты 1,2,3,5,8
Краснодарского края. Показывать из на карте.
Составлять сообщение об одном из курортов,
используя свои наблюдения, материалы СМИ ( в
том числе Интернет).
Красота окружающего
мира:
талантливые
люди
нашем крае.
1
Анализировать творчество писателей, художников, 1,2,3,5,8
которые старались передать красоту родного края.
Характеризовать понятие «талант»
Нет в мире краше
Родины
нашей
(творческий
проект).
Разработка, выполнение.
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, 1,2,3,5,8
подтверждая свои ответы текстом учебника, своими
наблюдениями, исследованиями. Планировать и
реализовать проект «Не в мире краше Родины
нашей». Анализировать картину художника,
высказывать свое мнение и аргументировать его.
Нет в мире краше 1
Родины
нашей
(творческий проект).
1,2,3,5,8
Защита
Прошлое
настоящее.
времени».
и
1
Характеризовать
понятие
«лента
времени». 1,2,3,5
Определять
последовательность
исторических
событий, фиксировать их на «ленте времени»
1
Показывать
«Лента
Древние города.
на
карте
местонахождение
1,2,3,5
«древнегреческих
городов
(Горгиппия
и
Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы
Без прошлого 9
нет
настоящего
их основания. Описывать их, опираясь
иллюстрацию, энциклопедический материал.
История на карте.
1
Переселение
на Кубань.
1
казаков
на
Показывать
на
исторической
карте
пути 1,2,3,5
переселения казаков с опорой на текст учебника.
Описывать переселение казаков по представлению.
Называть первые станицы и показывать их на карте.
1,2,3,5
Рассказывать
историю
основания
своего
населенного пункта. Чертить план (схему) своего
населенного пункта (микрорайона, квартала,
улицы), используя условные обозначения.
С верою в сердце.
1
Анализировать отличия православного храма от 1,2,3,5
культовых сооружений иных религий и других
архитектурных сооружений. Рассказывать о святом
(или православном празднике), во имя которого
освящен храм (празднуется праздник)в своем
городе (районе).
Символика
1
Краснодарского края.
История
и
современность.
Анализировать исторические факты, предметы, 1,2,3,5
традиции, отраженные в символике края. Знать
текст гимна Краснодарского края, правила
поведения во время исполнения гимна, поднятия и
спуска флага.
Добрые
соседи. 1
Майкоп
–
столица
республики Адыгея.
Осознавать духовно-нравственный смысл понятия
1,2,3,5
«дружба народов». Показывать на карте республику
Адыгея и еѐ столицу. Описывать маршрут из своего
населенного пункта в Майкоп. Фиксировать на
«ленте времени» год основания Майкопа.
Без
прошлого
настоящего
нет
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, 1,2,3,5
подтверждая свои ответы те5кстом учебника,
своими
наблюдениями,
исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Лента
времени». Анализировать картину художника,
высказывать свое мнение, аргументировать его.
1
1,2,3,5
Твоя
родословная.
История твоей семьи.
1
Составлять рассказ об истории своей семьи с 1,2,3,5
опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево
своей семьи. Оформлять альбом «Моя родословная»
Ты и твое имя, имена в
твоей семье.
1
Рассказывать о своем имени, о его значении.
1,2,3,5
Слушать
рассказы
одноклассников
о
(исследовательский
проект) Разработка и
выполнение.
Без
прошлого
настоящего
нет
(исследовательский
проект) Защита.
Казачьему
роду
нет
переводу
10
происхождении их имен. Составлять календарь с
именинами родных и друзей.
Из
истории
1
кубанских фамилий.
Анализировать кубанские фамилии, фамилии 1,2,3,5
одноклассников. Классифицировать фамилии по
различным признакам. Рассказывать о значении
своей фамилии по результатам опроса родных,
изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя
родословная»
Семейные
Мама.
ценности.
1
Характеризовать понятия «семейные ценности»,
1,2,3,5
«честь семьи и рода» с этической точки зрения.
Описывать ситуац3ии, в которых выражаются
семейные ценности. Приводить примеры, когда
отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя
различные источники информации (рассказы
взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять
рассказ о подвиге солдатских матерей своего
района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о
своей маме на основе беседы с ней.
Твои
земляки
труженики.
– 1
Анализировать и устанавливать связь между 1,2,3,5
природно-климатическими
условиями
Краснодарского края и занятиями его жителей.
Рассказывать об известных людях труда – земляках,
опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку.
Кубанские умельцы.
1
Перечислять ремесла, распространенные на Кубани. 1,2,3,5
Составлять рекламу изделиям народно-прикладного
искусства. Рассказывать, какими ремеслами
владеют родные и близкие.
Народные обычаи и
традиции.
1
Характеризовать народные обычаи и традиции. 1,2,3,5
Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций,
пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей
жизни до сегодняшних дней. Делать записи в
альбоме «Моя родословная»
Казачий фольклор.
1
Перечислять
основные
виды
фольклора,
распространенные на Кубани. Подбирать примеры.
Рассказывать правила народной игры.
записи в альбоме «Моя родословная»
1,2,3,5
Делать
Казачьему
роду
нет 1
переводу
(проектная
работа). Разработка и
1,2,3,5
выполнение
Казачьему
роду
нет
1
1,2,3,5
1
Объяснять
духовный
смысл
православных 1,2,3,5
праздников. Участвовать в обсуждении значения
крещения, крещенских традиций.
переводу
(проектная
работа). Защита.
Духовные
истоки
Кубани
4
Святые
Кубани
источники
Находить информацию об истории возникновения
святых источников, умение определять на карте
святых источников края.
Храмы. Внутреннее и
внешнее устройство.
1
Характеризовать устройство храма и его значение, 1,2,3,5
особенности архитектуры, иконостас, храмовые
традиции (престольный праздник, храмовая икона,
памятные даты).
Именины.
1
Подготавливать устную информации о том, что 1,2,3,5
такое именины, день небесного покровителя.
Рассказать о традиции имя наречения в своей семье.
Подвиг материнства.
1
Понимание
важности
материнского
уважительное отношение к нему.
Анализировать жизнь
Пресвятой Богородицы.
и
материнский
труда, 1,2,3,5
подвиг
4 класс
Раздел
Колво
часов
Темы
Колво
часов
Основные
виды
деятельности
Основные
обучающихся (на уровне универсальных учебных направления
действий)
воспитательной
деятельности*
Введение
1
Мой край на карте
России
1
Определять местоположение Краснодарского края по 1,2,3,5,8
отношению к другим регионам, странам. Определять
регионы, соседствующие с Краснодарским краем.
Знать о видах связи (железнодорожная и воздушная) с
другими регионами нашей страны.
Природные
зоны
Краснодарского края
1
Перечислять природные зоны Краснодарского края 1,2,3,5,8
степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и
альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из
них. Выбирать способ исследования и определять
природную зону своей местности, составлять рассказ
о природной зоне своей местности, иллюстрируя его
рисунками, фотографиями.
Заповедники. Заказники.
Береги
землю
родимую,
как
мать
9
Школьные лесничества.
1
Определять на карте территорию Кавказского 1,2,3,5,8
государственного
природного
биосферного
заповедника. Рассказывать о заказниках и их
значении для жизни животных. Анализировать
действия земляков по сохранению лесных богатств
края.
любимую
Роль
водоемов
в 1
природе
и
жизни
человека.
Использование и охрана
водоемов.
Типы почв. Защита и
охрана почв.
1
Называть и показывать на карте Краснодарского края 1,2,3,5,8
водоѐмы. Анализировать их роль в жизни
людей(перевозка людей и грузов, ловля рыбы,
разведение птицы, отдых людей). Определять пользу
водоемов. Характеризовать понятия «естественный»
и «искусственный» водоѐмы. Находить и обсуждать
причины, которые приводят к загрязнению водоѐмов.
Анализировать и определять степень своего участия в
очистке водоемов.
Характеризовать
основные
типы
почв, 1,2,3,5,8
распространенные в Краснодарском крае. Показывать
территорию их распространения на карте-схеме.
Собирать
и
анализировать
образцы
почв.
Характеризовать черноземные почвы, их значение в
жизни человека. Характеризовать значение почвы для
человека, пользу, которую приносят почвы
Краснодарского
края
стране.
Анализировать
различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и
водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять
письменный рассказ – заметку в газету об охране и
защите почв с иллюстрациями.
Полезные
1
ископаемые края, их
использование.
Перечислять полезные ископаемые и показывать их 1,2,3,5,8
местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина,
мергель, гипс, известняк). Описывать области
применения полезных ископаемых. Показывать на
карте районы, где найдены целебные источники и
грязи.
Значение природных
богатств
Краснодарского края
для жителей России.
1
Характеризовать понятие «природные богатства». 1,2,3,5,8
Анализировать их значение для жителей страны.
Объяснять необходимость бережного отношения
человека к природным богатствам.
Значение
богатств
природных 1
1,2,3,5,8
Краснодарского
края
для жителей России.
Закрепление.
Береги
землю 1
родимую,
как
мать
любимую
(проектная
работа). Разработка и
выполнение
Береги
землю
1
Отвечать
на
вопросы,
выполнять
задания, 1,2,3,5,8
подтверждая свои ответы текстом учебника, своими
наблюдениями и исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Книга для гостей нашего
края». Оформлять выставку плакатов «Защитим
природу родного края». Анализировать скульптуру
художника,
высказывать
свое
мнение
и
аргументировать его.
1,2,3,5,8
родимую,
как мать
любимую(проектная
работа). Защита
Как
Земля отцов– 13
моя земля
изучают
историю
Кубани:
исторические источники.
1
Исследовать и характеризовать исторические
источники. Объяснять понятие «вещественные
исторические источники»., приводить примеры таких
источников. Рассказывать о работе археологов,
понимать значение археологических исследований
для исторической науки. Называть наиболее
известные археологические раскопки на территории
края. Представлять современные вещи в качестве
вещественных источников для будущих
исследований.
1,2,3,5
История
Кубани
архитектуре.
Жилища
разных эпох.
в 1
людей
Анализировать архитектурный объект с точки зрения 1,2,3,5
вещественного исторического источника. Показывать
на карте значимые для истории края объекты: стоянку
древнего человека (п.Ильский), меотское городище
(ст.Елизаветинская), выставочный комплекс
«Атамань» (ст.Тамань). Описывать и сравнивать
жилища людей разных эпох.
Екатеринодар
Краснодар.
– 1
Современный облик
административного
центра.
«административный центр». Понимать значение
реконструкции
и
восстановления
памятников
архитектуры. Описывать старинные архитектурные
здания твоего района, рассказывать об одном из них.
Вещи рассказывают о 1
прошлом.
Предметы
быта
различных эпох.
Вещи
рассказывают
о
Предметы
Рассказывать
об
истории
главного
города 1,2,3,5
Краснодарского
края,
используя
различные
исторические источники. Характеризовать понятие
Знать
историю
образования
Краснодарского 1,2,3,5
государственного историко-археологического музеязаповедника им.Е.Д.Фелицына. Составлять рассказ о
залах и экспозициях музея. Сопоставлять предметы
быта разных эпох.
1
1,2,3,5
и 1
на
Сопоставлять место проживания, географические 1,2,3,5
особенности с видом народно-прикладного искусства,
распространенного в данной местности. Составлять
прошлом.
быта
различных эпох.
Виртуальная
экскурсия.
Народные
промыслы
Кубани.
ремѐсла
вопросы для интервью с народными умельцами.
Наблюдать за их работой, описывать ее.
Письменные источники. 1
История
Кубани
в
документах,
литературных, научных
источниках.
Символика
1
Анализировать
символические
изображения. 1,2,3,5
Понимать значение символов, изображенных на
гербах городов и районов Краснодарского края. Знать
и описывать герб своего района (города)
1
Определять, каким образом отразились культурные и
Краснодарского
края: гербы городов и
районов.
Устная
история
родного края.
Исследовать
и
характеризовать
письменные 1,2,3,5
исторические источники. Представлять современные
записи в качестве данного вида источников в
будущем.
исторические
творчестве.
традиции
в
устном
1,2,3,5
народном
Обычаи и традиции 1
народов, живущих на
Кубани.
Планировать и реализовывать проект «Мы – дети
Кубани» на основе изучения обычаев и традиций
Земля отцов – моя земля 1
(проектная
работа).
Разработка и
Отвечать
на
вопросы,
выполнять
задания, 1,2,3,5
подтверждая свои ответы текстом учебника, своими
наблюдениями, исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Письменный исторический
источник». Анализировать произведения живописи
выполнение
Земля отцов – моя
земля(проектная
1
народностей,
представители
которых
работают и учатся в данной школе.
1,2,3,5
живут,
1,2,3,5
работа). Защита.
Жизнь
дана
на
добрые дела
8
Просветители земли
1
Фиксировать на «ленте времени» год основания
1,2,3,5
первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные
кубанской.
предметы,
принадлежности.
Особенности
современной школы
и той, в которой учились
предки. Анализировать причины, изменившие школу.
Защитники Отечества.
1
Рассказывать о героях Великой Отечнственной 1,2,3,5
войны, тыла. Планировать и реализовывать проект
«Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату
освобождения края (своего населенного пункта) от
немецко-фашистских захватчиков.
Труженики полей.
1
Составлять рассказ о людях труда. Анализировать 1,2,3,5
качества учѐны-селекционеров, позволившие им
добиться мировой известности. Составлять статью
«Герои кубанских полей» с опорой на СМИ. Рассказы
очевидцев, свои наблюдения.
Радетели
земли
кубанской.
земляки
–
страны.
Наши
Наши
гордость
земляки
гордость страны
1
– 1
Характеризовать
нравственный
смысл
понятий
1,2,3,5
«гордость страны», «радетели земли кубанской».
Составлять энциклопедическую статью об одном из
выдающихся
земляков,
объединив
статьи
одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели
земли кубанской» (по выбору: о выдающихся 1,2,3,5
деятелях науки, образования, искусства, культуры.
Космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).
Ты
–
наследник
земли отцов.
1
Определять и обосновывать цели на будущее. 1,2,3,5
Сопоставлять свои цели с целями общества, в
котором
ты
живешь.
Обозначать
степень
ответственности
за
сохранение
культурноисторического наследия.
Жизнь дана на добрые 1
дела
(проектная
работа).
Разработка
и
выполнение
Отвечать
на
вопросы,
выполнять
задания, 1,2,3,5
подтверждая свои ответы текстом учебника, своими
наблюдениями, исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Письмо моим наследникам».
Анализировать картину художника, высказывать свое
мнение и аргументировать его.
Жизнь дана на добрые 1
дела
(проектная работа).
1,2,3,5
Защита.
ДУХОВНЫЕ 4
ИСТОКИ
КУБАНИ
Библия. Библиотеки.
1
Участвовать в обсуждении истории возникновения 1,2,3,5
библиотек при храмах и монастырях.
Культурное наследие
Кубани.
1
Характеризовать
православные
традиции
в 1,2,3,5
музыкальных,
художественных,
литературных
произведения известных, талантливых земляков.
Музеи
хранители 1
материальной
и
духовной культуры
Я
как
духовного
Кубани.
заповедей.
хранитель
наследия
10
Уметь
описывать
духовные
краеведческих, художественных музеев.
сокровища 1,2,3,5
1,2,3,5