РП по функциональной грам

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Администрация муниципального образования Туапсинский округ
МБОУ СОШ №20 им. И. С. Любимова с.Шепси

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-4 классов

ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ:
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).

с. Шепси 2025г

2

Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк,
С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Описание места учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» в плане внеурочной деятельности
Нормативный срок освоения на уровне начального общего образования – 4 года – 1,2,3,4
классы.
На изучение выделяется 135 ч:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения
занятий можно изменить.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности

3

педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства,
вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный»
и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и
научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи
на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.

4

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
-осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
- сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

5

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов

6

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.

2 класс
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
- сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);

7

- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.

3 класс
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;

8

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;

9

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.

4

класс

Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; –
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;

10

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

11

- степень самостоятельности при выполнении заданий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли учащиеся с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости
по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное
чтение».

12

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 1 класс
№ п/п
Форма занятия
ЭОР/ЦОР
Тема
учебного
занятия, Количество часов
раздела
Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

2.

Русская народная сказка. Мороз и 1
заяц.

Инсценирование

3.

В. Сутеев. Живые грибы.

Деловая беседа

4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1

Ролевая игра

5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

Участие
в https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
научноисследовательских
дискуссиях;

6.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

Ролевая игра

7.

Русская народная сказка. Как лиса 1
училась летать.

Практические
упражнения

8.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Беседа

1

1

1

Библиотечный урок

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Раздел «Математическая грамотность» (16ч)
9.

Про курочку рябу, золотые и 1
простые яйца.

Библиотечный урок

10.

Про козу, козлят и капусту.

1

Инсценирование

11.

Про петушка и жерновцы.

1

Деловая беседа

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

13

12.

Как петушок и курочки делили 1
бобовые зернышки.

Ролевая игра

13.

Про наливные яблочки.

1

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

14.

Про Машу и трех медведей.

1

Ролевая игра

15.

Про старика, старуху, волка и 1
лисичку.

Практические
упражнения

16.

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

Беседа

17.

За покупками.

1

Библиотечный урок

18.

Находчивый колобок.

1

Инсценирование

19.

День рождения мухи-цокотухи.

1

Деловая беседа

20.

Буратино и карманные деньги.

1

Ролевая игра

21.

Кот Василий продает молоко.

1

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

22.

Лесной банк.

1

Ролевая игра

23.

Как мужик и медведь прибыль 1
делили.

Практические
упражнения

24.

Как мужик золото менял.

Беседа

1

https://uchi.ru/login_light

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
25.

Как

Иванушка

хотел попить

1

Библиотечный урок

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

14

водицы.
26.

Пятачок, Винни-пух и воздушный 1
шарик.

Инсценирование

27.

Про репку и другие корнеплоды.

1

Деловая беседа

28.

Плывет, плывет кораблик.

1

Ролевая игра

29.

Про Снегурочку и превращения 1
воды.

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

30.

Как делили апельсин.

Ролевая игра

31.

Крошка енот и Тот, кто сидит в 1
пруду.

Практические
упражнения

32.

Иванова соль.

1

Беседа

33.

В. Сутеев. Яблоко.

1

Ролевая игра

Итого:

33

1

https://uchi.ru/login_light

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 2 класс
№ п/п

Тема учебного занятия, раздела Количество часов

Форма занятия

ЭОР/ЦОР

Библиотечный урок

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

15

2.

Про беличьи запасы.

1

Инсценирование

3.

Беличьи деньги.

1

Деловая беседа

4.

Про белочку и погоду.

1

Ролевая игра

5.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

Участие
в https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
научноисследовательских
дискуссиях;

6.

Медвежье потомство.

1

Ролевая игра

7.

Поврежденные и фальшивые деньги. 1

Практические
упражнения

8.

Лесные сладкоежки.

Беседа

1

Раздел «Математическая грамотность» (17ч)
9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

Библиотечный урок

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

Инсценирование

11.

Банковская карта.

1

Деловая беседа

12.

Про зайчишку и овощи.

1

Ролевая игра

13.

Николай Сладков. Веселая игра.

1

Участие
в https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
научноисследовательских
дискуссиях;

14.

Лисьи забавы.

1

Ролевая игра

15.

Безопасность денег на банковской 1
карте.

Практические
упражнения

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

16

16.

Лисьи норы.

1

Беседа

17.

Обыкновенные кроты.

1

Библиотечный урок

18.

Про крота.

1

Инсценирование

19.

Про кредиты.

1

Деловая беседа

20.

Корень часть растения.

1

Ролевая игра

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

Участие
в https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
научноисследовательских
дискуссиях;

22.

Про ежа.

1

Ролевая игра

23.

Про вклады.

1

Практические
упражнения

24.

Занимательные особенности яблока. 1

Беседа

25.

Полевой хомяк.

Беседа

1

Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
26.

Про полевого хомяка.

1

Библиотечный урок

27.

Ловушки для денег.

1

Инсценирование

28.

Про хомяка и его запасы.

1

Деловая беседа

29.

Про бобров.

1

Ролевая игра

30.

Бобры строители.

1

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

https://uchi.ru/login_light

17

31.

Такие разные деньги.

1

Ролевая игра

32.

Материал для плотин.

1

Практические
упражнения

33.

Позвоночные животные.

1

Беседа

34.

Встреча друзей.

1

Ролевая игра

Итого:

34

https://uchi.ru/login_light

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 3 класс
№ п/п
Тема учебного занятия, раздела Количество часов
Форма занятия

ЭОР/ЦОР

Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.

Про дождевого червяка.

1

Библиотечный урок

2.

Кальций.

1

Инсценирование

3.

Сколько весит облако?

1

Деловая беседа

4.

Хлеб, всему голова.

1

Ролевая игра

5.

Про мел.

1

Участие
в
научноисследовательских

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

18

дискуссиях;

6.

Про мыло.

7.

История свечи.

1

Практические
упражнения

8.

Магнит.

1

Беседа

1

Ролевая игра
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Раздел «Математическая грамотность» (17ч)
9.

Дождевые черви.

1

Библиотечный урок

10.

Полезный кальций.

1

Инсценирование

11.

Про облака.

1

Деловая беседа

12.

Про хлеб и дрожжи.

1

Ролевая игра

13.

Интересное вещество мел.

1

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

14.

Чем интересно мыло и как оно 1
«работает»?

Ролевая игра

15.

Про свечи.

1

Практические
упражнения

16.

Волшебный Магнит.

1

Беседа

17.

Проверь себя.

1

Библиотечный урок

https://uchi.ru/login_light

https://banktestov.ru/test/3674

19

18.

Что такое «бюджет»?

1

Инсценирование

19.

Семейный бюджет.

1

Деловая беседа

20.

Откуда в семье берутся деньги? 1
Зарплата.

Ролевая игра

21.

Откуда в семье берутся деньги? 1
Пенсия и социальные пособия.

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

22.

Откуда в семье берутся деньги? 1
Наследство, вклад выигрыш.

Ролевая игра

23.

На что тратятся семейные деньги? 1
Виды расходов.

Практические
упражнения

24.

На что тратятся семейные деньги? 1
Обязательные платежи.

Беседа

25.

Как сэкономить семейные деньги?

Практические
упражнения

https://uchi.ru/login_light

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

https://uchi.ru/login_light

Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
26.

Расходы и доходы бюджета.

1

Библиотечный урок

27.

Планируем семейный бюджет.

1

Инсценирование

28.

Подсчитываем семейный доход.

1

Деловая беседа

29.

Пенсии и пособия.

1

Ролевая игра

30.

Подсчитываем
случайные 1
(нерегулярные) доходы.

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

https://uchi.ru/login_light

20

31.

Подсчитываем расходы.

1

Ролевая игра

32.

Расходы на обязательные платежи.

1

Практические
упражнения

33.

Подсчитываем
деньги.

34.

Проверь себя.

1

Итого:

34

сэкономленные 1

Беседа
Ролевая игра

https://banktestov.ru/test/3674

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 4 класс
№ п/п
Тема учебного занятия, раздела Количество часов
Форма занятия

ЭОР/ЦОР

Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.

Старинная женская одежда.

2.

Старинные
уборы.

3.

Старинная мужская
головные уборы.

4.

Жилище крестьянской семьи на 1
Руси.

Ролевая игра

5.

Внутреннее убранство и предметы 2
обихода русской избы.

Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;

женские

1

головные 1
одежда

и 1

Библиотечный урок

https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Инсценирование
Деловая беседа

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

21

6.

История посуды на Руси.

7.

Какие деньги были раньше в России 1

1

Ролевая игра
Практические
упражнения

https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Раздел «Математическая грамотность» (17ч)
8.

Томат.

1

Библиотечный урок

9.

Болгарский перец.

1

Инсценирование

10.

Картофель.

1

Деловая беседа

11.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

Ролевая игра

12.

Лук.

1

Инсценирование

13.

Капуста.

1

Ролевая игра

14.

Горох.

1

Практические
упражнения

15.

Грибы.

1

Беседа

16.

Творческая работа.

1

Библиотечный урок

17.

Потребительская корзина.

2

Инсценирование

18.

Прожиточный минимум.

1

Деловая беседа

19.

Инфляция.

1

Ролевая игра

20.

Распродажи, скидки, бонусы.

2

Участие
в https://uchi.ru/login_light
научноисследовательских
дискуссиях;

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

22

21.

Благотворительность.

1

Ролевая игра

22.

Страхование.

1

Практические
упражнения

Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
23.

В бассейне

1

24.

Делаем ремонт.

2

Инсценирование

25.

Праздничный торт.

1

Деловая беседа

26.

Обустраиваем участок.

1

Ролевая игра

27.

Поход в кино.

2

28.

Отправляемся в путешествие.

1

29.

Составляем
словарик
финансовой грамотности.
Итого:

по 1
34

Ролевая игра
Практические
упражнения

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».