1
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Администрация муниципального образования Туапсинский округ
МБОУ СОШ №20 им. И. С. Любимова с.Шепси
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-4 классов
ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ:
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2025. – 88 с. – (Учение с увлечением).
с. Шепси 2025г
2
Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк,
С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Описание места учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» в плане внеурочной деятельности
Нормативный срок освоения на уровне начального общего образования – 4 года – 1,2,3,4
классы.
На изучение выделяется 135 ч:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения
занятий можно изменить.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
3
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства,
вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный»
и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и
научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи
на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
4
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
-осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
- сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
5
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов
6
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
2 класс
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
- сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
7
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3 класс
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
8
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
9
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
4
класс
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; –
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
10
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
11
- степень самостоятельности при выполнении заданий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли учащиеся с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости
по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное
чтение».
12
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 1 класс
№ п/п
Форма занятия
ЭОР/ЦОР
Тема
учебного
занятия, Количество часов
раздела
Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.
В. Бианки. Лис и мышонок.
2.
Русская народная сказка. Мороз и 1
заяц.
Инсценирование
3.
В. Сутеев. Живые грибы.
Деловая беседа
4.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1
Ролевая игра
5.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
Участие
в https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
научноисследовательских
дискуссиях;
6.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
Ролевая игра
7.
Русская народная сказка. Как лиса 1
училась летать.
Практические
упражнения
8.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Беседа
1
1
1
Библиотечный урок
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Раздел «Математическая грамотность» (16ч)
9.
Про курочку рябу, золотые и 1
простые яйца.
Библиотечный урок
10.
Про козу, козлят и капусту.
1
Инсценирование
11.
Про петушка и жерновцы.
1
Деловая беседа
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
13
12.
Как петушок и курочки делили 1
бобовые зернышки.
Ролевая игра
13.
Про наливные яблочки.
1
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
14.
Про Машу и трех медведей.
1
Ролевая игра
15.
Про старика, старуху, волка и 1
лисичку.
Практические
упражнения
16.
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
Беседа
17.
За покупками.
1
Библиотечный урок
18.
Находчивый колобок.
1
Инсценирование
19.
День рождения мухи-цокотухи.
1
Деловая беседа
20.
Буратино и карманные деньги.
1
Ролевая игра
21.
Кот Василий продает молоко.
1
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
22.
Лесной банк.
1
Ролевая игра
23.
Как мужик и медведь прибыль 1
делили.
Практические
упражнения
24.
Как мужик золото менял.
Беседа
1
https://uchi.ru/login_light
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
25.
Как
Иванушка
хотел попить
1
Библиотечный урок
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
14
водицы.
26.
Пятачок, Винни-пух и воздушный 1
шарик.
Инсценирование
27.
Про репку и другие корнеплоды.
1
Деловая беседа
28.
Плывет, плывет кораблик.
1
Ролевая игра
29.
Про Снегурочку и превращения 1
воды.
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
30.
Как делили апельсин.
Ролевая игра
31.
Крошка енот и Тот, кто сидит в 1
пруду.
Практические
упражнения
32.
Иванова соль.
1
Беседа
33.
В. Сутеев. Яблоко.
1
Ролевая игра
Итого:
33
1
https://uchi.ru/login_light
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 2 класс
№ п/п
Тема учебного занятия, раздела Количество часов
Форма занятия
ЭОР/ЦОР
Библиотечный урок
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
15
2.
Про беличьи запасы.
1
Инсценирование
3.
Беличьи деньги.
1
Деловая беседа
4.
Про белочку и погоду.
1
Ролевая игра
5.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
Участие
в https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
научноисследовательских
дискуссиях;
6.
Медвежье потомство.
1
Ролевая игра
7.
Поврежденные и фальшивые деньги. 1
Практические
упражнения
8.
Лесные сладкоежки.
Беседа
1
Раздел «Математическая грамотность» (17ч)
9.
Лев Толстой. Зайцы.
1
Библиотечный урок
10.
Про зайчат и зайчиху.
1
Инсценирование
11.
Банковская карта.
1
Деловая беседа
12.
Про зайчишку и овощи.
1
Ролевая игра
13.
Николай Сладков. Веселая игра.
1
Участие
в https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
научноисследовательских
дискуссиях;
14.
Лисьи забавы.
1
Ролевая игра
15.
Безопасность денег на банковской 1
карте.
Практические
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
16
16.
Лисьи норы.
1
Беседа
17.
Обыкновенные кроты.
1
Библиотечный урок
18.
Про крота.
1
Инсценирование
19.
Про кредиты.
1
Деловая беседа
20.
Корень часть растения.
1
Ролевая игра
21.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Участие
в https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
научноисследовательских
дискуссиях;
22.
Про ежа.
1
Ролевая игра
23.
Про вклады.
1
Практические
упражнения
24.
Занимательные особенности яблока. 1
Беседа
25.
Полевой хомяк.
Беседа
1
Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
26.
Про полевого хомяка.
1
Библиотечный урок
27.
Ловушки для денег.
1
Инсценирование
28.
Про хомяка и его запасы.
1
Деловая беседа
29.
Про бобров.
1
Ролевая игра
30.
Бобры строители.
1
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
https://uchi.ru/login_light
17
31.
Такие разные деньги.
1
Ролевая игра
32.
Материал для плотин.
1
Практические
упражнения
33.
Позвоночные животные.
1
Беседа
34.
Встреча друзей.
1
Ролевая игра
Итого:
34
https://uchi.ru/login_light
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 3 класс
№ п/п
Тема учебного занятия, раздела Количество часов
Форма занятия
ЭОР/ЦОР
Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.
Про дождевого червяка.
1
Библиотечный урок
2.
Кальций.
1
Инсценирование
3.
Сколько весит облако?
1
Деловая беседа
4.
Хлеб, всему голова.
1
Ролевая игра
5.
Про мел.
1
Участие
в
научноисследовательских
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
18
дискуссиях;
6.
Про мыло.
7.
История свечи.
1
Практические
упражнения
8.
Магнит.
1
Беседа
1
Ролевая игра
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Раздел «Математическая грамотность» (17ч)
9.
Дождевые черви.
1
Библиотечный урок
10.
Полезный кальций.
1
Инсценирование
11.
Про облака.
1
Деловая беседа
12.
Про хлеб и дрожжи.
1
Ролевая игра
13.
Интересное вещество мел.
1
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
14.
Чем интересно мыло и как оно 1
«работает»?
Ролевая игра
15.
Про свечи.
1
Практические
упражнения
16.
Волшебный Магнит.
1
Беседа
17.
Проверь себя.
1
Библиотечный урок
https://uchi.ru/login_light
https://banktestov.ru/test/3674
19
18.
Что такое «бюджет»?
1
Инсценирование
19.
Семейный бюджет.
1
Деловая беседа
20.
Откуда в семье берутся деньги? 1
Зарплата.
Ролевая игра
21.
Откуда в семье берутся деньги? 1
Пенсия и социальные пособия.
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
22.
Откуда в семье берутся деньги? 1
Наследство, вклад выигрыш.
Ролевая игра
23.
На что тратятся семейные деньги? 1
Виды расходов.
Практические
упражнения
24.
На что тратятся семейные деньги? 1
Обязательные платежи.
Беседа
25.
Как сэкономить семейные деньги?
Практические
упражнения
https://uchi.ru/login_light
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
https://uchi.ru/login_light
Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
26.
Расходы и доходы бюджета.
1
Библиотечный урок
27.
Планируем семейный бюджет.
1
Инсценирование
28.
Подсчитываем семейный доход.
1
Деловая беседа
29.
Пенсии и пособия.
1
Ролевая игра
30.
Подсчитываем
случайные 1
(нерегулярные) доходы.
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
https://uchi.ru/login_light
20
31.
Подсчитываем расходы.
1
Ролевая игра
32.
Расходы на обязательные платежи.
1
Практические
упражнения
33.
Подсчитываем
деньги.
34.
Проверь себя.
1
Итого:
34
сэкономленные 1
Беседа
Ролевая игра
https://banktestov.ru/test/3674
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме ЭОР/ЦОР 4 класс
№ п/п
Тема учебного занятия, раздела Количество часов
Форма занятия
ЭОР/ЦОР
Раздел «Читательская грамотность » (8 ч)
1.
Старинная женская одежда.
2.
Старинные
уборы.
3.
Старинная мужская
головные уборы.
4.
Жилище крестьянской семьи на 1
Руси.
Ролевая игра
5.
Внутреннее убранство и предметы 2
обихода русской избы.
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
женские
1
головные 1
одежда
и 1
Библиотечный урок
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Инсценирование
Деловая беседа
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
21
6.
История посуды на Руси.
7.
Какие деньги были раньше в России 1
1
Ролевая игра
Практические
упражнения
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Раздел «Математическая грамотность» (17ч)
8.
Томат.
1
Библиотечный урок
9.
Болгарский перец.
1
Инсценирование
10.
Картофель.
1
Деловая беседа
11.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
Ролевая игра
12.
Лук.
1
Инсценирование
13.
Капуста.
1
Ролевая игра
14.
Горох.
1
Практические
упражнения
15.
Грибы.
1
Беседа
16.
Творческая работа.
1
Библиотечный урок
17.
Потребительская корзина.
2
Инсценирование
18.
Прожиточный минимум.
1
Деловая беседа
19.
Инфляция.
1
Ролевая игра
20.
Распродажи, скидки, бонусы.
2
Участие
в https://uchi.ru/login_light
научноисследовательских
дискуссиях;
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
22
21.
Благотворительность.
1
Ролевая игра
22.
Страхование.
1
Практические
упражнения
Раздел «Естественно-научная грамотность» (9ч)
23.
В бассейне
1
24.
Делаем ремонт.
2
Инсценирование
25.
Праздничный торт.
1
Деловая беседа
26.
Обустраиваем участок.
1
Ролевая игра
27.
Поход в кино.
2
28.
Отправляемся в путешествие.
1
29.
Составляем
словарик
финансовой грамотности.
Итого:
по 1
34
Ролевая игра
Практические
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
23