МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Администрация муниципального образования Туапсинский район МБОУ СОШ №20 с.Шепси РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кубановедению Ступень обучения (класс) Количество часов Учитель начальное общее , 1-4 класс 132 Емцева Светлана Анатольевна Программа разработана в соответствии и на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования с учетом авторской программы «Кубановедение» Программа для 1 – 4 классов общеобразовательных учереждений Краснодарского края, тематического раздела «Духовные истоки Кубани», программы тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных организаций Краснодарского края 1 - 11 классов. . Предметная линия учебников «Кубановедение» 1-4 классы, Ерёменко Е.Н. и др., Краснодар: Перспективы образования, 2019. с. Шепси 2024 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: - воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; - воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: -о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; - о природных, климатических условиях Краснодарского края; - об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающимися между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; -формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. 2 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающимися с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результата к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближенно к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: - формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; -принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; -развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других 3 людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метопредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: - овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района) -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим изображением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; -осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; 4 -освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытом информационном пространстве). Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться • составлять рассказы о своей семье; • узнает о происхождении своего имени; • соблюдать семейные традиции, праздники • уважать и соблюдать традиции школы; • правилам поведения в школе; • уважать и гордиться знаменитыми выпускниками гимназии; • особенностям школьной дружбы, совместным играм • узнает об истории родного города, • узнает о происхождении города, об истории его названия; • узнает об истории названии улиц города Краснодара; • уважать и соблюдать традиции города Краснодара; • узнавать и ценить достопримечательности города; • ценить и уважать труд горожан • любить и ценить красоту природы родной местности; • узнавать растения, произрастающие на территории Кубани; • узнавать животных, обитающих в Краснодарском крае; • различать особенности времён года и погоды своей местности; • распознавать явления природы, погодные аномалии; • распознавать природные зоны Кубани; • различать почвы Краснодарского края, узнает о их влиянии на жизнь животных и растений, о защите почв в • создать родословную своей семьи; • создать энциклопедию имён учащихся, родителей • дополнить правила поведения в школе; • создать правила поведения в классе; • встретиться с интересными людьми; • играм на сплочение коллектива • создать альбом, посвящённый истории родного города • встретиться с интересными людьми, проживающими в родном городе; • познакомиться с особенностями труда и быта горожан • заботиться о братьях наших меньших; • бережно относиться к природе; • познакомиться с Красной книгой Кубани; • ориентироваться в многообразие растительного и животного мира Кубани; • правилам поведения в лесу и у открытого водоёма; • правилам сбора съедобных грибов и лекарственных трав; • составлять гербарий; • составлять мини-энциклопедию растений и животных края; • побывать на экскурсиях по краю, в заповедниках, в местах с различным рельефом, в разных природных зонах края. 5 Краснодарском крае; • распознавать рельеф Кубани; • различать водоёмы края; • узнает о полезных ископаемых края пользоваться административной картой Краснодарского края; • узнает об органах законодательной и исполнительной власти, об органах местного самоуправления; о губернаторе края • различать символы Краснодарского края и города Краснодара • читать и анализировать произведения Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников; • различать ремёсла и промыслы народов Кубани; • различать жанры устного народного творчества Кубани; • узнает о наиболее ярких событиях истории, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани. • составлять рассказы о городах и сёлах края; • побывать на экскурсиях в различных муниципальных образованиях края; • встретиться с представителями власти • познакомиться с историей создания герба, флага, гимна края и города; • разучить гимн Кубани и города • познакомиться с произведениями Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников; • встретиться с выдающимися деятелями культуры Кубани, яркими историческими личностями; • посетить музеи, театры, кинотеатры, концертные залы Краснодара; • составлять рассказы об истории возникновения ремёсел; • создавать творческие работы, проекты по данной теме; • составлять отзывы о прочитанных произведениях; • инсценировать различные произведения Кубанских авторов и произведения устного народного творчества. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 1313834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). 1 класс (30 часов) Введение Мой родной край. (1 час) 6 Раздел 1. «Я и моя семья» (6 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект) Раздел 2. «Я и моя школа» (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект). Раздел 3. «Я и мои родные места» (5 часов). Главный город Краснодарского края. Достопримечательности.. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. Какой я житель ( исследовательский проект). Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (7 часов). Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живет. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок ( творческая мастерская) Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 2 класс (34 часов) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час) Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений .Ядовитые растения. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и животные в природе и жизни людей. (исследовательский проект) Раздел 2. «Населённые пункты» (6 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. 7 Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населенного пункта. История образования города (района). Глава города (района). Населенные пункты Краснодарского края. Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект) Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (11 часов). Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4 : «Здравствуй, лето!». Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". 3 класс (34часа) Введение. Изучаем родной край (1 час) Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоемы Краснодарского края Растительный и животный мир Кубани. Курорты Краснодарского края. Спор, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей. (творческий проект) Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект) Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов). 8 Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Твои земляки – труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции Казачий фольклор и традиции. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. 4 класс (34 часа) Введение. Мой край на карте России (1 час) Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (9 часов). Природные зоны края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоемов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую ( проектная работа). . Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (12 часов). Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей древних эпох. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко-археологический музейзаповедник имени Е.Д. Фелицина. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремесла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная работа) Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. 9 Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Перечень экскурсий и проектных работ № п\п Экскурсии Проектные работы 1 класс 1. Достопримечательности моего города (села, станицы) 2 класс 1. Формы поверхности земли Профессии моих земляков 2. Водоёмы моей местности и их обитатели Профессии моих земляков Улицы моего населённого пункта 3. 3 класс 1. Красота окружающего мира Нет в мире краше Родины нашей 2. Кубанские умельцы Без прошлого нет настоящего 3. Святые источники Кубани. Казачьему роду нет переводу 4 класс 1. История Кубани в архитектуре 2. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани Экскурсия в музей 3. Береги землю родимую, как мать любимую Земля отцов – моя земля Жизнь дана на добрые дела В рабочей программе произведено уменьшение количества часов (со 135ч до 132 ч) в связи с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и на основании письма ДОН № 07-903 от 04.09.2004 г. «Об особенностях организации обучения первоклассников». Прохождение учебной программы осуществляется за счет уплотнения учебного материала. Программа рассчитана на 132 часа, из них в 1 классе отведено 30 часов, во 2,3,4 классах – по 34 часа. Педагог вправе самостоятельно увеличить количество часов на исследовательскую деятельность учащихся еженедельно либо «интенсивами» в каникулярное время за счет часов внеурочной деятельности. Таблица тематического распределения количества часов 10 Количество часов № п/п Разделы, темы Пример Рабочая программа по Рабочая ная классам програм програм ма 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. ма 1. Введение 4 4 1 1 1 1 2. Я и моя семья 7 6 6 - - - 3. Я и моя школа 6 5 5 - - - 4. Я и мои родные места 8 7 7 - - - 5. Я и природа вокруг меня 7 7 7 - - - 6. Природа моей местности 12 12 - 12 - - 7. Населенные пункты 6 6 - 6 - - 8. Труд и быт моих земляков 11 11 - 11 - - 9. Нет в мире краше Родины нашей 10 9 - - 9 - 10. Без прошлого нет настоящего 9 9 - - 9 - 11. Казачьему роду нет переводу 10 11 - - 11 - 12. Береги землю родимую, как мать любимую 9 9 - - - 9 13. Земля отцов- моя земля 12 12 - - - 12 8 8 - - - 8 - 16 4 4 4 4 119 132 30 34 34 34 14. Жизнь дана на добрые дела 15. Духовные истоки Кубани Итого: 11 12 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс (30 часов) Количество часов Содержание (разделы, темы) всего ауд. Введение Мой родной край 1 1 1 Я и моя семья Будем знакомы! Кто я? Какой я? 6 1 1 Любимые занятия 1 1 Моя семья 1 1 Обязанности и увлечения в нашей семье 1 1 Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. 1 1 Творческий проект «Будем жить одной семьёй» Я и моя школа 1 1 5 неауд . Основные виды деятельности обучающихся Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие « малая родина». называть край, район, в котором проживает Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости 2 2,3,5 Называть своё имя (полное, сокращенное, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов Составлять рассказ о своем любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своем участие в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть ее членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия « обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунками, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. 1,3,5 Наша школа. Правила поведения в школе 1 Знакомство со школой. Традиции нашей школы. 1 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 Мои одноклассники. правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи» Я и мои родные места Главный город Краснодарского края. Достопримечательности 1 Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улицах, в транспорте. 1 1 Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.) рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество ее выполнения. 1,2.4.6 7 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа « Достопримечательности нашего населенного пункта» Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстрированный материал. Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в 14 Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. 1 1 Исследовательский проект «Какой я житель» 1 1 Я и природа вокруг меня Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живет. 7 2 1 Забота о комнатных растениях и о домашних животных Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (Творческая мастерская) 1 1 2 2 Духовные истоки Кубани 4 общественном транспорте. сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Сопоставлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Назвать профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей разных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своем населенном пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.) рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. анализировать работу каждого ученика группы в соответствии с поставленной целью 3,6,7 1 Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ) 1 1 Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления , мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края 1 1 Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту 1,2 15 Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. 1 1 Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья. 1 1 Характеризовать значение слова "благословение". Понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. 1 1 Характеризовать традиции воскресной и светской школы. 1 1 Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях. Приводить примеры Святых мест Кубани. Традиции казачьей семьи Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины 2 класс (34 часов) Содержание (разделы, темы) Количество часов всего ауд. Введение Символика района (города), в котором я живу. 1 1 1 Природа моей местности 12 неауд . Характеристика деятельности обучающихся Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», характеризовать понятие «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Формировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. 1 6,7 16 Времена года на Кубани 1 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: « Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. 1 1 1 Растительный мир моей местности. 2 1 Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности 1 1 1 1 Характеризовать понятия: «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. 2 2 Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные 1 1 1 Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии и. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоемов. Описывать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоемов. Перечислять названия растений своей местности. классифицировать растения на группы. характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. Характеризовать понятия: «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. 17 Красная книга Краснодарского края 1 Правила защитников природы 1 Растения и животные в природе и жизни людей.(исследовательски й проект) Населенные пункты Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населенного пункта. История образования города (района). Глава города (района) Населенные пункты моего района 1 1 6 2 1 1 1 1 1 Где я могу проводить свободное время ( 2 1 1 1 произведения. Составлять рассказ о своем любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. размещать данные знаки в районе своего дома и школы. Планировать и выполнять индивидуальный проект .Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. 1,2,4,5 1 1 Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населенного пункта. Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанными с этим событием. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населенных пунктов : «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населенные пункты своего района. Находить различные типы населенных пунктов на карте своего района, называть их. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпровождения, режим работы, направленность. 18 Исследовательский проект) Труд и быт моих земляков Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 1,2,3,5 ,7 11 Характеризовать понятия: «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культурные сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Характеризовать понятия: «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Перечислять ремесла, распространенные в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почета» Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. 1 1 Особенности казачьего быта 2 1 Уклад кубанской семьи 1 1 Ремесла Кубани. 1 1 Труженики родной земли 1 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. 2 1 1 1 Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. 1 1 Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. 1 1 1 19 Творческий проект «Труд в моей семье» Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!» Духовные истоки Кубани 1 1 Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а так же те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать экскурсию, анализируя экскурсионный лист. 1 1 Родная земля. Родина. Поклонные кресты. 1 1 Уметь объяснять понятие "Родина", "малая Родина", что такое поклонный крест. Находить информацию о традициях установления поклонных крестов на Кубани. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков 1 1 Находить информацию об источниках духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. 1 1 1 1 Рассказывать о том, что такое «красный угол». Подготавливать сообщения о почитаемых иконах в православных кубанских семьях и историях написания семейных икон. Высказываться на тему: «Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей». Знакомиться в ходе общения о Святых заступниках Руси. 4 1,2,3 Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя». 3 класс (34 часов) Содержание (разделы, темы) Введение Изучаем родной край Количество часов всего 1 1 ауд. неауд . Характеристика деятельности обучающихся 1 1 Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным 20 пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины Нет в мире краше Родины нашей Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. 10 1 1 Природные явления и стихийные бедствия. правила безопасного поведения 1 1 Водоемы Краснодарского края 2 2 Растительность и животный мир Кубани 2 1 Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа) 1 1 1 1 2 1 1 Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и 6,7 равнинную части Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно из них составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Перечислять типы водоемов (моря, реки, озера, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоемы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и и горной части Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространенные на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет) Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант» 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать свое 21 мнение и аргументировать .его. Без прошлого нет настоящего Прошлое и настоящее. «Лента времени» Историческая карта, история на карте. Древние города. Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань 9 2,7 1 1 1 1 2 1 С верою в сердце. 1 1 Символика Краснодарского края. История и современность Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. 1 1 1 1 Без прошлого нет настоящего (проектная работа) 2 1 Казачьему роду нет переводу Твоя родословная 10 1 1 1 Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени» Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппея и Гермонасса). фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю освоения своего населенного пункта. Чертить план (схему) своего населенного пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном )празднике, во имя которого освещен храм (празднуется праздник) в своем городе (районе). Проанализировать исторические факты, предметф, традиции, отраженные в символике края. Знать текст гимна. Краснодарского края., правила поведения во время исполнения гимна, поднятия флага. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населенного пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ , с которыми граничит Краснодарский край. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его. 2,4,5,7 1 Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать 22 Ты и твое имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий 1 1 1 1 Семейные ценности. Мама 1 1 Твои земляки – труженики. 1 1 Кубанские умельцы 1 1 Народные обычаи и традиции 1 1 Казачий фольклор 1 1 Казачьему роду нет переводу (проектная работа) 2 1 Духовные Кубани 4 истоки 1 генеалогическое дерево. оформлять альбом «Моя родословная» Рассказывать о своем имени , о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении имен. Составлять календарь с именами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная» Характеризовать понятия «семейные ценности» , «честь семьи и рода» с этической точки зрения. описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.) , составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда – земляках, опираясь на заметки СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. Перечислять ремесла, распространенные на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремеслами владеют родные и близкие. Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная» Перечислять основные виды фольклора, распространенные на Кубани. Подбирать примеры. рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная» Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Моя семья в истории Кубани». анализировать скульптуру художника, высказывать свое мнение и аргументировать его. 1,2,3 23 Святые Кубани Объяснять духовный смысл православных праздников. Участвовать в обсуждении значения крещения, крещенских традиций. Находить информацию об истории возникновения святых источников, умение определять на карте святых источников края. Характеризовать устройство храма и его значение, особенности архитектуры, иконостас, храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Подготавливать устную информации о том, что такое именины, день небесного покровителя. Рассказать о традиции имя наречения в своей семье. Понимание важности материнского труда, уважительное отношение к нему. Анализировать жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. источники Храмы. Внутреннее внешнее устройство. и Именины. Подвиг материнства. 4 класс (34 часов) Содержание (разделы, темы) Количество часов ауд. Введение Мой край на карте России 1 1 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы – соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной , воздушной) с другими регионами нашей страны. 1,2 Береги землю родимую, как мать любимую Природные зоны Краснодарского края 9 1 6,7 Заповедники. Заказники. Школьные лесничества. 1 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по 1 неауд . Характеристика деятельности обучающихся всего 24 . Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоемов. сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоемы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоемов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоемов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоемов 1 1 Типы почв. Защита и охрана. 1 1 Полезные ископаемые края, их использование. 1 1 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа) 2 1 1 2 1 1 Земля отцов – моя земля. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. 12 1 Характеризовать основные типы почв, распространенные в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать черноземные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 1,2,4,5 ,7 1 Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. 25 Древние жилища. Современный облик края. 1 1 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремесла и промыслы на Кубани. 2 1 1 1 Письменные источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани Земля отцов – моя земля. (проектная работа) 1 1 2 2 Анализировать символические изображения. Понимать значение символов, изображенных на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего района (города) 1 1 1 1 2 1 Определять, каким образом отразились культурные и исторические традиции в устном народном творчестве. Планировать и реализовывать проект «Мы – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его. Жизнь дана на добрые дела. Просветители земли Кубанской 8 1 1 1 Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготовлять макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная» Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времен. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народноприкладного искусства, распространенного в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. 2,3,4,5 , Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. анализировать причины, изменившие школу. 26 Защитники Отечества 1 1 Труженики полей 1 1 Редетели земли Кубанской. Наши земляки – гордость страны. 2 2 Ты – наследник земли отцов. 1 1 Жизнь дана на добрые дела. (проектная работа) 2 2 ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ Библия. Библиотеки 4 Культурное наследие Кубани Музеи хранители материальной и духовной культуры Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населенного пункта от захватчиков. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества ученых селикционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей», с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятия «гордость страны», «радетели земли кубанской». составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках. Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живешь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его 1,2,3 Участвовать в обсуждении истории возникновения библиотек при храмах и монастырях. Характеризовать православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Уметь описывать духовные сокровища Участвовать в обсуждении истории монастырях. возникновения библиотек при храмах и 27 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 класса. Автор Еременко Е.Н, 2022 Издательство .ОИПЦ "Перспективы образования" 1 Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 2 класса. Автор Еременко Е.Н. 2023 Издательство ОИПЦ "Перспективы образования" Кубановедение. 3 класс.Учебное пособие. Автор Мирук М.В. 2023 Издательство ОИПЦ "Перспективы образования" Издательство ОИПЦ "Перспективы образования" Кубановедение. 4 класс.Учебное пособие. Автор Мирук М.В. 2023 Издательство ОИПЦ "Перспективы образования" Издательство ОИПЦ "Перспективы образования" МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Кубановедение. 1-4 класс.Программа курса. (переработанное издание) ФГОС Автор Еременко Е.Н. 2021 ОИПЦ "Перспективы образования" Класс1, 2, 3, 4 Кубановедение. 2 класс. Методическое пособие для учителя. (ФГОС) Автор Еременко Е.Н. 2018 Издательство ОИПЦ "Перспективы образования" Класс2 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Электронная форма учебного пособия 1-4 классы 28