РП по экономике 10-11 кл 2024-2025_compressed

Краснодарский край
Муниципальное образование Туапсинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 имени
Героя Советского Союза Ивана Степановича Любимого с. Шепси
муниципального образования Туапсинский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По экономике
Уровень образования (класс):

среднее общее образование (10-11 классы)

Количество часов: 34 (по 0,5 часа)
Учитель: Задурьян Елена Викторовна

Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО

и на основе авторской

программы Р.И. Хасбулатова «Основы экономической теории. 10-11 класс», М.:
Дрофа, 2020.

1. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне выпускник должен
научиться:
Объяснять смысл основных теоретических положений экономической науки;
Основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и
государства, а так же международных экономических отношений.
Приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов.
Описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели
фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда,
экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;
выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной
оплаты труда; последствия инфляции;
Сравнивать / различать: спрос и величину спроса; предложение и величина
предложения; рыночные структуры; безработных и незанятых; организационноправовые формы предприятий; акции и облигации;
Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения;
изменение спроса предложения в зависимости от изменения формирующих его
факторов; равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль; смету \ бюджет доходов и расходов; спрос фирмы на труд;
реальный и номинальный ВВП; темп инфляции; уровень безработицы;
Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики
рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары
– заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 исполнения типичных экономических ролей;
 практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
 совершенствования собственной познавательной деятельности;
 оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки
зрения;
Осуществление
самостоятельного
поиска,
анализа
и
использования
экономической информации
Приобретения
практического
опыта
деятельности,
предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет(абзац
введен Приказом Минобр науки России от 10.11.2011 N 2643).
Требования
направлены
на
реализацию
деятельностного,
практикоориентированного и личностно -ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями
и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях
альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять,
раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать,
формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за
рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных
задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с
реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть
определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
2. Содержание учебного курса
Экономика и экономическая наука (2 час)
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов.
Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы
производства и факторные доходы.
Экономические системы (2 час)
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы
экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Семейная экономика (4 час)
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный
бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход.
Неравенство доходов и его причины. Меры
социальной поддержки. Сбережения. Страхование.
Рынок (4 час)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых
спроса. Кривая
предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и
предложения. Рыночное
равновесие Основные рыночные структуры.
Фирма (5 час)
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность
труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент.
Маркетинг.
Роль государства в экономике (3 час)
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в
экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный
бюджет. Государственный долг. Основы
фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика (2 час)
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические
циклы.
Рынок труда и безработица (2 час)

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги, банки, инфляция (4 час)
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные
операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и
пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.
Основы денежной политики государства.
Элементы международной экономики (2 час)
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в
области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические
проблемы.
Основные проблемы экономики России (3 час)
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики
России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов.
Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Обобщающее повторение 1 час.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые
учащимися
III. Тематическое планирование

Раздел

Кол
-во
часо Тема урока
в

Ко
лво
ча
со
в

Характеристика основных видов деятельности
ученика

10 класс (17 часов)
Что изучает
экономическая
наука.
Факторы
производства и
факторные
доходы.
Экономика и
экономическая
наука.

1

2
1

Знать понятие об экономической науке.
Объяснять понятия «микро-» и
«макроэкономика» потребности людей; причины, по которым потребности людей не
могут быть удовлетворены- понятия «абсолютная
и относительная ограниченность
ресурсов»;Учащийся должен уметь: приводить
примеры свободных и экономических благ;
выстраивать логическую последовательность
экономических процессов; приводить примеры,
подтверждающие закон редкости и закон роста
потребностей; понимать, что такое
альтернативная стоимость, приводить
собственные примеры альтернативной стоимости
выбора; анализировать кривую
производственных возможностей, описывать
положение точек относительно кривой

Экономические
системы

2

Экономические
системы.
Главные
вопросы
экономики.
Типы
экономических
систем.
Экономическая
свобода.

1

1

Семейная
экономика.

Рынок

4

4

Семейная
экономика.
Рациональный
потребитель.
Защита
потребителя.
Неравенство
доходов и его
причины.
Меры
социальной
поддержки.
Практическая
работа № 1
Рынок одного
товара. Спрос.
Закон
предложения.
Рыночное
равновесие.
Основные
рыночные
структуры.
Практическая
работа № 2.

1

1

производственных возможностей, раскрывать их
экономический смысл; решать задачи на
альтернативную стоимость; называть факторы
производства; рассчитывать производительность
труда; раскрывать понятия «специализация»,
«разделение труда»
Учащийся должен уметь: раскрывать сущность
понятия «экономическая система»; называть
главные особенности традиционной,
централизованной и рыночной экономических
систем; приводить примеры различных форм
собственности; делать выводы о преимуществах
и недостатках экономических систем; объяснять
роль государства в рыночной экономике;
отличать общественные блага от частных;
приводить примеры общественных благ типы
экономических систем понятия «традиционная
экономическая система», «командная
экономическая система».Уметь подбирать
примеры к каждой из них. Причины
эффективности рыночного механизма и
источники его слабостей .Уметь решать задачи
по теме, приводить примеры и анализировать их
Знать понятия темы. Уметь объяснять:источники доходов семьи- изменение структуры
доходов семей как следствие экономических
преобразований в стране Структура семейных
расходов как индикатор уровня развития страны.
Уметь:
анализировать материалы СМИ;- работать с
нормативными документам

1
1
1

1

1

1

Объяснять действия конкурентов при ценовой и
неценовой конкуренции; выявлять достоинства и
недостатки конкуренции; сравнивать различные
типы рыночных структур, находить черты
сходства и различия; приводить примеры
рыночных структур; классифицировать рынки по
степени проявления конкуренции; объяснять
причину появления естественных монополий,
приводить примеры естественных монополий
Знать: -понятие о спросе и предложении
-факторы формирования величины спроса и
предложения; эластичность спроса и ее значение
для продавцов (объяснять формирование на
рынке спроса и предложения. Описывать

действие рынка

Фирма.

5

Роль и цели
фирм в
экономике.
Основные
организационны
е формы бизнеса
в России.
Акции и
облигации.
Фондовый
рынок.
Менеджмент.
Маркетинг.
Практическая
работа № 3

1

1

1

Знать: -понятия: фирма, предприятие, отрасль ;понятие о добавленной стоимости
Знать: -виды и цели, факторы деятельности
фирм.
Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь
рассчитывать, какой из способов производства
наиболее экономически эффективен
Уметь: вести расчёты коэффициента
эластичности предложения; - построить кривую
предложения

1
1

11 класс (17 часов)
Роль государства
1
в экономике.

Роль государства 3
в экономике.

ВВП,
структура
динамика.

его
2
и

Рынок труда и 2
безработица.

Виды налогов.
Государственны
е доходы и
расходы.

1

Основы
фискальной
политики
государства.

1

Понятие ВВП и
его структура.

1

Экономический
рост и развитие.
Экономические
циклы.

1

Спрос на труд и
его факторы.

1

Понятие
безработицы, ее
причины и
экономические
последствия.

1

Знать: понятие о слабости рынка; экономические
функции государства и их роль в компенсации
слабостей рынка; понятие об общественных
благахЗнать:задачигосударствавобластирегулированиязанятос
ти,проведенияантициклическихмероприятийиосу
ществленияантиинфляционныхмероприятий.об
особенностях бюджетно-финансовой политики,
ее воздействия на
динамикуциклаиразвитиеинфляционныхпроцессо
в;рольЦентральногобанкаврегулировании
рыночной экономики.
характеризовать основные экономические
системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об
экономических системах
Знать: макроэкономика, ВНП;ВВП;
Конечные товары и услуги; добавленная
стоимость; промежуточная продукция главные
элементы кругооборота потоков доходов и
расходов; чистый национальный продукт;
национальный доход страны.
- Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной
форме;
Знать: особенности труда как товара; деятельность продавцов и покупателей на рынке
труда. Объяснять суть положения «спрос на
рынке труда»-факторы, формирующие
предложение и спрос на рынке труда; -закон
предложения на рынке труда.
Объяснять положение об эффекте дохода и его
влиянии на предложение труда Знать: понятие

Деньги, банки, 4
инфляция.

Элементы
международной
экономики.

Основные
проблемы
экономики
России.

Деньги и их
функции.
Банковская
система.
Роль
центрального
банка.
Основные
операции
коммерческих
банков

1
1

1

Элементы
международной
экономики.

1

Глобальные
экономические
проблемы.

1

2

3

Основные
проблемы
экономики в
России.
Становление
современной
рыночной
экономики
России.
Россия в
мировой
экономике.

Итого:

1

34

1

1

1

34

экономического цикла, его фаз, что такое
потенциальный (естественный)уровень
ВВП, различия между равновесными
потенциальным уровнями ВВП- формы и типы
безработицы.
Различие между кейнсианскими рецептами и
рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х
г., значение службы трудоустройства; каким
образом государство влияет на уровень и
динамику безработицы
Уметь: анализировать изменения темпа
прироста ВВП на динамику инвестиций.
Знать: виды банков, функции банков, основные
виды услуг банков, кредитования, депозиты до
востребования срочные, кредитоспособность,
вексель, чек, безналичный расчет, изменения
инфляции в связи с влиянием на ВВП;
Анализировать причины стойкой инфляции, ее
связь с номинальной ставкой процента;
рассчитывать темп инфляции
Учащийся должен уметь: объяснять значение
основных понятий темы; приводить примеры,
характеризующие функции денег; называть
свойства металлических денег; объяснять
необходимость появления бумажных и
кредитных денег; делать выводы о роли денег в
экономике; объяснять действие закона Фишера,
приводить
Знать: глобальные экономические проблемы
конца XX века; зачем нужно спасать природу.
Доказать взаимосвязанность экономики и
экологии
Сопоставлять свои потребности и возможности,
оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
определять особенности современной экономики
России, варианты вхождения России в
международную экономику.
Знать: глобальные экономические проблемы
конца XX века; зачем нужно спасать природу.
Доказать взаимосвязанность экономики и
экологии определение особенностей процесса
экономической глобализации; структуры
международной экономики; знать обменные
курсы валют; давать характеристику
международным финансам

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Экономика. Основы экономической теории, 10-11 классы/ Под редакцией
Иванова С.И., Линькова А.Я., Общество с ограниченной ответственностью
Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Право, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и другие; под
редакцией Лазебниковой А.Ю., Лукашевой Е.А., Матвеева А.И., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Право, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и другие; под
редакцией Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Экономика, 10-11 классы/ Хасбулатов Р.И., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».