Краснодарский край Муниципальное образование Туапсинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 имени Героя Советского Союза Ивана Степановича Любимого с. Шепси муниципального образования Туапсинский район РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По экономике Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 классы) Количество часов: 34 (по 0,5 часа) Учитель: Задурьян Елена Викторовна Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО и на основе авторской программы Р.И. Хасбулатова «Основы экономической теории. 10-11 класс», М.: Дрофа, 2020. 1. Планируемые результаты Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения экономики на базовом уровне выпускник должен научиться: Объяснять смысл основных теоретических положений экономической науки; Основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а так же международных экономических отношений. Приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов. Описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы; Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции; Сравнивать / различать: спрос и величину спроса; предложение и величина предложения; рыночные структуры; безработных и незанятых; организационноправовые формы предприятий; акции и облигации; Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения; изменение спроса предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов; равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль; смету \ бюджет доходов и расходов; спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП; темп инфляции; уровень безработицы; Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения типичных экономических ролей; практических задач, связанных с жизненными ситуациями; совершенствования собственной познавательной деятельности; оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения; Осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации Приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет(абзац введен Приказом Минобр науки России от 10.11.2011 N 2643). Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно -ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке. 2. Содержание учебного курса Экономика и экономическая наука (2 час) Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы (2 час) Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Семейная экономика (4 час) Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование. Рынок (4 час) Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры. Фирма (5 час) Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг. Роль государства в экономике (3 час) Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства. ВВП, его структура и динамика (2 час) Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Рынок труда и безработица (2 час) Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Деньги, банки, инфляция (4 час) Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Элементы международной экономики (2 час) Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. Основные проблемы экономики России (3 час) Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. Обобщающее повторение 1 час. Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися III. Тематическое планирование Раздел Кол -во часо Тема урока в Ко лво ча со в Характеристика основных видов деятельности ученика 10 класс (17 часов) Что изучает экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономика и экономическая наука. 1 2 1 Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» потребности людей; причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены- понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;Учащийся должен уметь: приводить примеры свободных и экономических благ; выстраивать логическую последовательность экономических процессов; приводить примеры, подтверждающие закон редкости и закон роста потребностей; понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры альтернативной стоимости выбора; анализировать кривую производственных возможностей, описывать положение точек относительно кривой Экономические системы 2 Экономические системы. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Экономическая свобода. 1 1 Семейная экономика. Рынок 4 4 Семейная экономика. Рациональный потребитель. Защита потребителя. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Практическая работа № 1 Рынок одного товара. Спрос. Закон предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Практическая работа № 2. 1 1 производственных возможностей, раскрывать их экономический смысл; решать задачи на альтернативную стоимость; называть факторы производства; рассчитывать производительность труда; раскрывать понятия «специализация», «разделение труда» Учащийся должен уметь: раскрывать сущность понятия «экономическая система»; называть главные особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем; приводить примеры различных форм собственности; делать выводы о преимуществах и недостатках экономических систем; объяснять роль государства в рыночной экономике; отличать общественные блага от частных; приводить примеры общественных благ типы экономических систем понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система».Уметь подбирать примеры к каждой из них. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей .Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их Знать понятия темы. Уметь объяснять:источники доходов семьи- изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны. Уметь: анализировать материалы СМИ;- работать с нормативными документам 1 1 1 1 1 1 Объяснять действия конкурентов при ценовой и неценовой конкуренции; выявлять достоинства и недостатки конкуренции; сравнивать различные типы рыночных структур, находить черты сходства и различия; приводить примеры рыночных структур; классифицировать рынки по степени проявления конкуренции; объяснять причину появления естественных монополий, приводить примеры естественных монополий Знать: -понятие о спросе и предложении -факторы формирования величины спроса и предложения; эластичность спроса и ее значение для продавцов (объяснять формирование на рынке спроса и предложения. Описывать действие рынка Фирма. 5 Роль и цели фирм в экономике. Основные организационны е формы бизнеса в России. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг. Практическая работа № 3 1 1 1 Знать: -понятия: фирма, предприятие, отрасль ;понятие о добавленной стоимости Знать: -виды и цели, факторы деятельности фирм. Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен Уметь: вести расчёты коэффициента эластичности предложения; - построить кривую предложения 1 1 11 класс (17 часов) Роль государства 1 в экономике. Роль государства 3 в экономике. ВВП, структура динамика. его 2 и Рынок труда и 2 безработица. Виды налогов. Государственны е доходы и расходы. 1 Основы фискальной политики государства. 1 Понятие ВВП и его структура. 1 Экономический рост и развитие. Экономические циклы. 1 Спрос на труд и его факторы. 1 Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. 1 Знать: понятие о слабости рынка; экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка; понятие об общественных благахЗнать:задачигосударствавобластирегулированиязанятос ти,проведенияантициклическихмероприятийиосу ществленияантиинфляционныхмероприятий.об особенностях бюджетно-финансовой политики, ее воздействия на динамикуциклаиразвитиеинфляционныхпроцессо в;рольЦентральногобанкаврегулировании рыночной экономики. характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах Знать: макроэкономика, ВНП;ВВП; Конечные товары и услуги; добавленная стоимость; промежуточная продукция главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов; чистый национальный продукт; национальный доход страны. - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Знать: особенности труда как товара; деятельность продавцов и покупателей на рынке труда. Объяснять суть положения «спрос на рынке труда»-факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда; -закон предложения на рынке труда. Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда Знать: понятие Деньги, банки, 4 инфляция. Элементы международной экономики. Основные проблемы экономики России. Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков 1 1 1 Элементы международной экономики. 1 Глобальные экономические проблемы. 1 2 3 Основные проблемы экономики в России. Становление современной рыночной экономики России. Россия в мировой экономике. Итого: 1 34 1 1 1 34 экономического цикла, его фаз, что такое потенциальный (естественный)уровень ВВП, различия между равновесными потенциальным уровнями ВВП- формы и типы безработицы. Различие между кейнсианскими рецептами и рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х г., значение службы трудоустройства; каким образом государство влияет на уровень и динамику безработицы Уметь: анализировать изменения темпа прироста ВВП на динамику инвестиций. Знать: виды банков, функции банков, основные виды услуг банков, кредитования, депозиты до востребования срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, изменения инфляции в связи с влиянием на ВВП; Анализировать причины стойкой инфляции, ее связь с номинальной ставкой процента; рассчитывать темп инфляции Учащийся должен уметь: объяснять значение основных понятий темы; приводить примеры, характеризующие функции денег; называть свойства металлических денег; объяснять необходимость появления бумажных и кредитных денег; делать выводы о роли денег в экономике; объяснять действие закона Фишера, приводить Знать: глобальные экономические проблемы конца XX века; зачем нужно спасать природу. Доказать взаимосвязанность экономики и экологии Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; определять особенности современной экономики России, варианты вхождения России в международную экономику. Знать: глобальные экономические проблемы конца XX века; зачем нужно спасать природу. Доказать взаимосвязанность экономики и экологии определение особенностей процесса экономической глобализации; структуры международной экономики; знать обменные курсы валют; давать характеристику международным финансам УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Экономика. Основы экономической теории, 10-11 классы/ Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС» • Право, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю., Лукашевой Е.А., Матвеева А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Право, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Экономика, 10-11 классы/ Хасбулатов Р.И., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»